|
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ
РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Наверх
М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
М. Вебер (1884 - 1920) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных
его работ считается
" Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении
которой Вебер написал сравнительный
анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие
экономических условий,
социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение
было опубликовано
в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ
по анализу причин возникновения
современного капитализма.
В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ
статистических
данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных
социальных слоях. На
основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит
к выводу, что
протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей
и высших
квалифицированных слоев рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если
среди католиков
преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов,
готовящихся, по мнению
Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим
образованием. Он объясняет
это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального
воспитания.
Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов
в политике и коммерции,
опровергают тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства,
противостоящие в
качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей"
группе …. концентрируют свои усилия в
области предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России
и Пруссии, с гугенотами во
Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального
статуса во
взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно существуют
объективно-исторические
причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев
населения, он все же
склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать
в "устойчивом внутреннем
своеобразии", а не только в историко-политическом положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа
капитализма", вынесенного
в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие:
" комплекс связей,
существующих в исторической действительности, которые мы в понятии
объединяем в одно целое
под углом зрения их культурного значения.
Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является
неким
пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек
- " кредитоспособный,
добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего
капитала как самоцель". На
первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели
мира, когда "честность полезна
только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики
в наживе, при полном отказе от
наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном
случае речь идет не
просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же
можно сказать, что такая позиция
является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора.
Вебер считает, что
честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная
честность.
Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать
капитализм с точки
зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить
в Древнем Китае, Индии,
Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного
капитализма. Там всегда была
жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную
организованность
труда.
Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для
извлечения
наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее
образованных проповедниками
северных штатах.
Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный"
и "современный", по
способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм
повсюду натыкаясь на
традиционный, боролся с его проявлениями. Автор приводит пример
с введением сдельной оплаты
труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы
носят сезонный
характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность
труда, то была
проведена попытка стимулировать производительность труда за счет
введения сдельной
заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но
увеличение заработанной
платы привлекало человека, порожденного "традиционным"
капитализмом, гораздо менее чем
облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение
к труду.
Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый
избыток населения,
обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая
заработанная плата отнюдь
не тождественна дешевому труду Даже чисто в количественном отношении
производительность
труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического
существования. Но
низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат
в тех случаях, когда речь
идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании.
Т. е. там, где необходимо и
развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором
труд становился бы
самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может
сложиться лишь в результате
длительного воспитания.
Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным
капитализмом не
в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека
к труду.
Традиционный человек
Современный протестант
Работает, чтобы жить
Живет, чтобы работать
Профессия -бремя
Профессия- форма существования
Простое производство
Расширенное производство
Не обманешь- не продашь
Честность -лучшая гарантия
Основной вид деятельности - торговля
Основной вид деятельности -
производство
Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие
промышленники
того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь
и расточительство, упоение
властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность".
Богатство дает ему
иррациональное ощущение хорошо исполненного долга.
Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах,
"неужели нужно
всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести
в могилу? " Далее Вебер
анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что
капиталистическое хозяйство не
нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и
видит в любом (если это
возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху,
как и регламентация экономики
со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами
торговли и социальной
политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу,
отбрасывает ненужную ему
опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые
средневековые формы
регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной
властью, он,
может быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует
доказательство то, что
концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно
сложно. К торговцам
и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано,
считая то, что они делают в
лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь
грядущего после смерти,
старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных
сумм денег,
передаваемых как при жизни, так и после смерти.
Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской
деятельностью
предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа
этических реформы никогда не
стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души,
и только оно, было основной
целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были
лишь следствием
религиозных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ
в значительной своей части
были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком
и английском языках.
Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение
во всех светских языках
народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что
выполнение долга в рамках
мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача
человека. В этом
утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской
этики в противу
католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с
высот монашеской аскезы, а
предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены
для каждого человека его
местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием.
Т. е. декларируется равенство
всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:
. Человек изначально грешен
До начала жизни все предопределено
Знак о том, спасен ты или нет, можно получить лишь совершенствуясь
в своей профессии.
Послушание властям
Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
Примирение со своим местом в мире.
Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога
и человека были
определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные,
изменить ничего нельзя, но
можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых,
тщательно исполнять свой
профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности
это должно
обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель
- трудолюбивый,
инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих
денег.
Список использованной литературы:
1. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение,
1990
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|