|
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Наверх
УКРАИНСКОЕ БАРОККО
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю
Возрождения в
результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран.
Причём, в одних
подражали итальянским первоисточникам, в других восприняли лишь
отдельные, наиболее
соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным
традициям особенности стиля.
Так во Франции в XVII в. барокко находит выражение лишь в некоторых
чертах церквей и в
интерьерах зданий, при том, что основным стилевым направлением Франции
XVII в. был
классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах
он выражал и
идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за
национальное единство, вкусы
бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают
иной характер и
иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности
приходит атектоничность,
ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая
основным средством
художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени,
в планах и формах
господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных
композиций сменяется
бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры, фасады и
интерьеры зданий
насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота,
лепка, резьба, живописные
плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам,
разверзшимися сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной
выразительности
принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении
органически вписывать
архитектуру в окружающую природу. Главное в нём — поразить воображение
человека необычным,
повлиять на его чувства.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями,
в частности
использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль
наиболее ярко проявился в
архитектуре Левобережья и Слобожанщины, воссоединённых с Россией
в результате
освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов,
дело обстояло
иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными были и
архитекторы, в основном
иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства и строительные
материалы,
усиливалась политика католической экспансии. Именно этой политикой
объясняется строительство
большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни,
Подолии и Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному
стилю барокко, был
иезуитский костёл Петра и Павла во Львове, построенный в 1610-1630
гг. итальянским зодчим
Джакомо Бриано. В плане это базилика с типичным для средневековой
архитектуры высоко
поднятым центральным нефом и аркбутанами над боковыми нефами, т.е.
чертами, восходящими к
готической архитектуре. Здание костёла почти полностью копирует
римскую церковь капитула
иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля
барокко Джакомо делла
Порта. Иль Джезу становится примером для многочисленных католических
церквей во многих
странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся
костёл Сретенья (1642-1644
гг., архит. Дж. Б. Джизлени) , Вознесенский костёл в Рудках (1728
г.) . Характерными для стиля
барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы.
Черты барокко стали
присущи и другим типам зданий — дворцовым, замковым и прочим (здание
королевского арсенала
во Львове, 1635 г.) .
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с
Россией начался
новый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях
бурно растут города,
развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На
земли Левобережья и
Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши,
целыми сёлами и
городами переселяется украинское население, основываются новые города
и сёла, растут и
застраиваются старые. Западные центры украинской культуры — Львов,
Луцк, Острог постепенно
утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу,
Полтаве и новопостроенным
Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей, православных
монастырей,
домов казацкой старшины — теперь они становится основными заказчиками.
Если раньше
каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает
массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано.
Им руководил
Приказ каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации
мастеров, посылка
мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения
юрисдикция
Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так
как объём строительства был
очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём даже ведущие
архитекторы страны.
Вполне естественно, что эти мастера приносят с собой новые приёмы
строительной техники и
формы, характерные для русской архитектуры того времени. Основную
массу строителей составляли
украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали
на Приднепровье и
Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых
ими зданий
определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности,
стиль, сформировавшийся на
Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал
устойчивой общностью
конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание
назвать его украинским
барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое
барокко, ассоциировавшееся с
деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому
народу настолько, что многие
дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены.
И вполне понятно,
что новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них
походить. В связи с этим
украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности.
Компонентами стиля были
национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые
черты русской архитектуры,
выразившиеся в характере декора.
Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер.
Это резко
отличало её от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась
регулярная система
улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами.
В приднепровских городах
сохранялся принцип древнерусской планировки — радиально-порядковой,
носившей живописный
характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII
в., отлично
сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба
в Чернигове — большой,
одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными
фронтонами на торцевых
фасадах, которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана.
Фронтоны украшают
плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики над окнами.
Пластика фасадов и
фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII
в., но значительно крупнее и
сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум,
построенный в
1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными
постройками
Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания
— высокая башня,
необычная по форме — на верхнем ярусе её окружают цилиндрические
выступы. Южный фасад
здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII – начала
XVIII вв. можно
отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях.
Очень интересна
трапезная черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя
украинской архитектуры
этого времени М. П. Цапенко, “подлинный шедевр национального архитектурного
стиля” .
Трапезная построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства
монастырского собора. К
трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные
помещения, а с восточной —
Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в
культовом зодчестве.
Цапенко писал: “Дух времени требовал монументальных образов. Главной
задачей, особенно в XVII
– начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего
образа, символа,
памятника содеянного народом в деле национального освобождения и
утверждения национальной
культуры.” В украинских церквях этого периода отмечается несколько
типов, из которых один
(главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской
архитектуры, а
остальные — к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням
— киевскому
Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно,
Успенскому собору
Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием
на Руси. Все эти
сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после
восстановления “одеты” в
барочную “одежду” ; надстроены верха, появились пристройки, фасады
украшены декором.
Старейшее здание этого типа — собор Троицкого монастыря в Чернигове.
В композиции
собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный
в плане, пятиглавый) и
западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед
западным фасадом,
барочный фронтон, элементы декора) .
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого
периода.
Наиболее выразительно национальные черты проявились в каменных храмах,
идущих от
деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам
этого типа относится
один из лучших памятников украинского зодчества — трёхчастнный в
плане, увенчанный тремя
высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.)
. Это древнейшее сооружение
города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости.
Собор поставлен по
русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно
приставленных главы
стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо
освещены окнами,
обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились
традиции
украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий
в плане крест,
часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным
планом, с центрической
объёмной динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев
пятью или девятью
верхами, как правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон
местностях, что
определило одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине,
построенный в 1668-
1670 гг. московским архитектором Г. И. Устиновым. Собор венчают
пять широких восьмигранных
барабанов, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской
архитектуры
завершениями. Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность.
В пластике фасадов
отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII
в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей
считается Спасо-
Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным лепным
декором в характере
украинского народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине,
не переносили на
украинские церковные здания типологические и композиционные черты
русской архитектуры, но
повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора.
Композиционные черты
украинской архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером
этому может служить
Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях
подъёма
национального самосознания украинского народа ярко проявились черты
украинского барокко. Это
нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но
главная особенность стиля —
это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы
с гармонией и чувством
пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого
с внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных
изменений не произошло.
Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для
позднего барокко в
архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась
католическая экспансия.
Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко
держит в своих руках
общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей
и 40 костёлов и
католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках
Львовского братства
выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах
западных областей
Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных
и гражданских
сооружений, выдающихся в художественном отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например,
Николаевский
костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной структурой
здания. В тех же формах
позднего барокко построен и костёл Софии во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании Доминиканского
костёла.
Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де Витте мастером Мартином
Урбанником. План
костела эллиптической формы с капеллами по бокам. Здание венчает
огромный купол на высоком
барабане, играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный
западный фасад с
портиком и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере
великого зодчего эпохи
барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского костела необыкновенно
торжественный,
с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано
с творчеством
Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время построил
храмы во Львове,
Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина
большую роль играла
скульптура, и он в большинстве случаев работал со скульптором И.
Пинзелем. Меретин — мастер
того направления позднего барокко, в фасадах которого чувствуется
приближение классицизма. Во
Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры
— собор святого Юра на
холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор строился
в 1746-1764 гг. В плане
четырёхстолпного в своей основе храма преобладают плавные криволинейные
очертания.
Уступчатая композиция здания, венчающего холм, близка к традициям
украинского зодчества.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор
Почаевского
монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по проекту
архитектора Готфрида
Гофмана. Строительством руководил львовский мастер П. Полейовский.
Собор поставлен на
двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в окружающую природу,
доминируя над местностью.
Стройные, нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол
со световым фонарём, декор
и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от
монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился
в
Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча,
построенная в 1767 г. на
средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична
для украинских
трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия в большой вытянутости
плана, наличии
нижнего цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц
явно оборонительного
характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского
ордера, а купола
завершаются грушеобразными стройными “банями” , типичными для украинской
архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и
восточных областях
Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как
с украинскими мастерами
начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском
барокко постепенно
отходят в прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят
и украшают лепкой.
Один из ранних таких примеров — великолепный декор трапезной и собора
Выдубецкого монастыря
в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной
Софийского монастыря в
Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного петербургского
зодчего Иоганна-
Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на
Васильевском острове и
других зданий, характерных для стиля петровского барокко. Шедель
был воспитанником немецкой
архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента.
В Киев Шедель приезжает
по приглашению Киево-Печёрской лавры для строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла
96,5 м. Она была
построена, впервые в украинской архитектуре, по принципу ордерной
архитектуры. Нижний ярус
трактован как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического
ордера, третий —
конического и четвёртый — коринфского, то есть тут использована
классическая схема ордерной
архитектоники, известная ещё по зданию римского Колизея. Барочные
черты видны лишь в
спаренных колоннах, раскрепованных карнизах и очертаниях завершения
главы. В строительстве
колокольни применена новая для того времени техника, в частности,
специально изготовленные
керамические блоки. Цельные керамические коринфские капители имеют
154 см в высоту и 140 — в
ширину. Как писал о ней сам Шедель: “Сия звонница в Киево-Печёрской
лавре трудом моим
сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется…
и на вечность оная
звонница стоять будет” .
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита
Рафаила
Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой
Брамы Заборовского,
являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского
барокко XVIII в. Брама —
западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг.
Над проездной аркой,
оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного
очертания
барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими
мастерами.
Из построек Киева периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую
колокольню,
ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым
этажом, возведённым ещё
в начале XVIII в. в 1744-1748 гг. были достроены второй и третий
ярусы, увенчанные высокой
барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.) . Четырёхугольные,
уменьшающиеся кверху
ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера
И. Стобенский и С.
Стобенский) .
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви —
архитектурного шедевра
мирового значения. Выбор места для строительства не случаен. На
холме, доминирующем над
Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая
перспективу главной улицы
Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена
с самого начала. Проект
церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь — одно из
ранних произведений
архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным
особенностям
русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх
высоким куполом,
завершающимся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными
по диагонали
подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со
всех сторон читается на фоне
неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских
холмов.
Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых
стен, белых колонн,
золотых капителей и деталей декора.
Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского
(Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее, по образу
построенного Растрелли
дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном
виде до наших дней не
сохранился (сгорел в 1819 г. и наново построен архитектором К. Я.
Маевским в 1870 г. в стиле
растреллиевской архитектуры) . Также как и Андреевская церковь он
был украшен барочной
пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор И. Ф.
Мичурин, работавший главным
архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей “командой”
—группой архитекторов и
учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно строивших
некоторые объекты в
Киеве. Так, его ученики Ф. Панов и М. Юрасов строят большое здание
Софийской бурсы, в
архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского
барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня
Дальних пещер
Киево-Печёрской лавры, построенная С. Д. Ковниром в 1754-1761 гг.
Композиционный эффект
двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных
элементов.
Фасады нижнего яруса подчёркивают сплошным рустом его горизонтальные
пропорции. Лепкой
украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой,
спаренными колонками с
коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой,
покрывающей все плоскости
фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной “баней”
и четырьмя
конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с лаврскими
мастерами И. Горохом, И.
Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни отличается высоким
профессионализмом. В
1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по
характеру архитектуры к
колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.
Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого
выдающегося
русского архитектора — А. В. Квасова. Он был из тех русских архитекторов,
которые старались
продолжить традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета
растреллиевской
пышной и насыщенной пластикой и декором архитектуры. А. В. Квасов
приезжает на Украину
строить по заказу Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752-1763
гг.) . По типу это
поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся пятью
верхами. Боковые главы
поставлены на угловые ячейки по диагонали (как в Андреевской церкви
в Киеве) . В козелецком
соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза, что
придаёт композиции главного
объема здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской
церкви, типично для
украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт,
что русский архитектор
сознательно обращается к традициям украинского зодчества, возможно
не без влияния заказчиков
— Разумовских.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко —
с пучками колонн и
раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни
строятся в это время в
Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775 гг.) и в Вознесенском
в Переяславе (1770-1776 гг.) .
Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей,
ярче всего
проявившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как Киево-Печёрская
лавра, Троицкий
монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей
необыкновенной стилевой
целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе
художественной
выразительность ансамбля лежит живописный принцип композиции, характерный
ещё для
градостроительства древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой
пластикой форм и сочной
лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной
постановкой зданий.
Барокко — это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей
киевских
монастырей складывались в разное время, часто — ещё в древнерусский
период. Окончательное их
формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки,
объединяющие
ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей,
монастыри окружаются
стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения,
но являются
органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей
придаётся единое
стилевое лицо: постройки штукатурят, белят, древние здания, после
реставрации, “одевают в
барочную одежду” . Так создаются цельные в своём художественном
выражении ансамбли Киева,
Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри
Приднепровья и
Левобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская
архитектура не
утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры
Украины периода XVII-
XVIII8 вв., можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров
имеют наряду с
традиционными приёмами и приёмы характерные для национального украинского
зодчества. В
тесной связи и при содействии русских и западных мастеров на Украине
появился новый стиль —
украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного,
и имеющее свои традиции и
особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую
красоту.
Литература
Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. — Киев., Будивэльнык,
1989. С. 32-49.
Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. — М., Стройиздат, 1984.
Советский энциклопедический словарь.
Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. — Киев.,
Будивэльнык,
1986. С. 261-337.
Архитектура Украинской ССР. Том 1. — М., 1954.
НЕ НАШЕЛ НУЖНОЙ РАБОТЫ???
*
ЗАКАЖИ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
|
|
ЗАКАЗАТЬ
РЕФЕРАТ
ЗАКАЗАТЬ
КУРСОВУЮ
ЗАКАЗАТЬ
ДИПЛОМ
Новости
образования
Все
о ЕГЭ
Учебная
литература on-line
Статьи
о рефератах
Образовательный
софт
|