сексология на заказ заказ
диплома заказать диплом курсовую
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Половая идентичность Если мы
хотим сколь - нибудь широко понять женское и мужское половое развитие
и его нарушения, то нам следует обратить внимание...
Половая идентичность Если мы хотим сколь - нибудь широко понять
женское и мужское половое развитие и его нарушения, то нам следует
обратить внимание на три следующих аспекта половой идентичности:
1. Биологический аспект, т. е. определенный физиологический пол
мужчины или женщины с относящимися к нему первичными и вторичными
половыми признаками. 2. Общественные половые стереотипы или клише,
по которым определяется, что является женским, а что мужским.
Сверх того, существуют, как известно, различные мнения по этому
поводу в разных группировках, слоях и группах. К этому же относятся
перемены в мнениях по поводу женского и мужского на протяжении
всего исторического развития. Различным восприятиям мужского и
женского соответствует господствующее законодательство, закон
о семье, уголовный кодекс, практика распределения заработной платы,
разделение труда в промышленности, торговле, сельском хозяйстве
и на общественной службе. По традиционному разделению ролей женщине
отводится роль домохозяйки и матери, а мужчине - профессиональная
жизнь. Это типичное половое разделение мужчины и женщины рассматривается
в психологии по - разному: различия в агрессивном поведении, уровне
активности, доминантности и импульсивности, принимается во внимание
страх и тревога, относящиеся как к послушанию, так и к протесту
и к пространственному восприятию. Согласно тесту Гиссена женщины
предстают скорее боязливыми, заботливыми, уступчивыми, менее честолюбивыми,
более слабыми, аккуратными, более депрессивными и более утомляющимися,
чем мужчины, у которых доминируют твердость, господство, меньший
страх и большее честолюбие. Таким образом, старые стереотипы ролей
мужчины и женщины по их собственной оценке все еще остаются в
силе, несмотря на известные изменения в этой области.
3. Психическое самосознание себя как мужчины
или женщины. Психолог и психоаналитик Роберт И. Штолер, который
занимался проблемой половой идентичности, указывал в целом ряде
своих работ (1968, 1973, 1975а, 1975), в частности, на чувство,
при котором индивид вполне определенно ощущает себя либо мужчиной,
либо женщиной. Это по большей части зависит от родителей, но также
и от влияния группы сверстников. Так, уважение к отцу способствует
раскрытию мужской идентичности, а к матери - женской. Если дочь
испытывает проблемы с женской идентичностью матери, тогда это
с большой вероятностью скажется впоследствии в виде <ломаной
идентичности> Не следует упускать из виду, что мы, во время
своего развития, в большей или меньшей степени идентифицируем
себя с важнейшими участниками отношений. При этом в любом обществе
принципиально важное значение для обоих полов имеет первый объект
отношений - универсальный объект - мать. Это обстоятельство играет
значительную роль в развитии половой идентичности как мужчины,
так и женщины: в начале развития дочь идентифицирует личность
матери со своим полом, а сын - с полом противоположным. Это представляет
для мальчиков опасность феминизации, которой противостоят с помощью:
отделения от матери, обращения к отцу или путем дезидентификации,
т. е. обратного изъятия идентификации. Опасность для дочери по
отношению к матери заключается в <недостаточном разграничении>.
Чтобы не стать его жертвой, дочь со своей стороны нуждается в
особенных усилиях в форме <постоянной работы по разграничению>.
Исходная ситуация отношения детей к матери содержит в себе как
недостатки, так и преимущества для каждого пола. Женщина имеет
шанс на стабильную женскую <эго - идентичность>, поскольку
ей легче, будучи рожденной женщиной, идентифицироваться с ней,
чтобы прийти к стабильной половой идентичности. Опасность же сохраняется
в чрезмерном <соединении> и недостаточном разграничении
при нечетких границах личности, что может препятствовать развитию
автономии и независимости.
В начале своей жизни мужчина вынужден идентифицировать
себя с лицом противоположного пола. При слишком большой идентификации
с матерью ему угрожает феминизация. Это, правда, имеет и свое
преимущество, заключающееся в стимулировании у него желания отмежеваться
от противоположного пола и тем самым развить в себе большую автономность.
Рано или поздно в поле зрения растущего ребенка
попадает мужская Персона, как правило, отец. При его отсутствии
в роли мужского начата могут выступать дядя, дедушка или другие
родственники мужского пола. Предпосылкой для идентификации с <отцовской
фигурой> является преимущественно хорошее отношение к ней.
Идентификация оказывается прочной, если в ее основе лежит положительное
отношение к <отцовской фигуре>. Подчеркнуто мужественный
отец будет способствовать раскрытию половой идентичности мальчика,
а слабый, фемининный отец, напротив, усложнит этот процесс. Для
девочки слишком сильная идентификация с отцом несет опасность
чрезмерной <маскулинизации>. В то же время в отношениях
с отцом дочь получает наилучший шанс понять разницу полов и тем
самым достигнуть <отграничения>.
Наряду с идентификацией с мужским и женским началом
для самоосознания ребенком своей половой роли, немаловажное значение
имеют сами повседневные отношения с отцом или матерью. Весьма
значимо и отцовское восхищение растущей дочерью как женщиной,
и то, как мать поощряет развивающееся мужское начало сына. Не
стоит удивляться силе и стойкости классических стереотипов, если
в семье одобряют лишь традиционные игры (для дочери - игра в куклы,
для сына - игра в автомобили). В этой области родители послевоенных
десятилетий кое - чему научились. Они позволяют своим детям параллельно
с традиционными ролями опробовать в игре и новые формы поведения.
Это позволяет расширять половую идентичность на другие области,
которые ранее считались привилегией другого пола (например: вязание
и приготовление пищи - для мужчины и вождение машины - типичная
мужская профессия - для женщины).
Самоосознание определенной половой идентичности
во многом зависит от бессознательных фантазий о том, что слывет
мужским или женским. Мальчик в подобной ситуации находится в более
выигрышном положении, поскольку он без труда определяет свою половую
принадлежность, наблюдая и касаясь своего полового члена. Девочке
же в этом отношении приходится тяжелее в виду отсутствия зримых
признаков пола. Как известно, Фрейд выстроил на этом основании
свою теорию <зависти к пенису>. Впрочем, зависть к пенису
угасает, как только девочка обнаруживает, что внутри своего тела
она также имеет вполне выраженные половые органы. Анализ пациенток
в психоанализе свидетельствует, что у женщин чаще всего отсутствуют
положительные фантазии относительно своих половых органов. Подчас
женщины представляют их в виде полости, содержащей мочу, грязь,
кровь, полости, из которой наряду с этим появляются дети. Но как
только женщина включается в психоаналитический процесс, у нее
появляются образные картины. Одна пациентка представляла женские
гениталии в виде цветков лотоса или ларца с сокровищами, который
следует открыть. Жорж Деверо в своей книге <Баубо. Мифическая
вульва> (1981) собрал коллективные фантазии о женских гениталиях
и, таким образом, пришел к выводу, что последние могут быть использованы
как оружие против мужчины путем их внезапного обнажения, что,
в известной степени, аналогично мужскому эксгибиционизму.
Проблемы с половой идентичностью, как правило,
являются результатом нарушения идентификации в период развития:
чрезмерная идентификация мальчика с матерью может привести к феминизации,
а дочери с отцом - к маскулинизации. К указанной проблеме относятся
и последствия идентификаций, ставших необходимыми в результате
защиты от невыносимой тревоги. Широко известна кастрационная тревога
- <страх кастрации> - мальчиков. Являясь маленькими эдипами,
они желают спать с матерью, боятся папиного наказания и, чтобы
избежать его, с самого начала отрекаются от своей мужественности
и ведут себя скорее пассивно, т. е. <по - женски>.
Аналог со стороны женщин состоит в том, что женщина
из страха взять на себя женскую роль предпочитает развиваться
маскулинно. Страх при этом может иметь различные причины. Он может
проистекать из того, что <быть женщиной> значит <беременеть
и рожать детей> или <взять на себя все те неприятности,
которые пережила мать>, т. е. быть подвластной мужчине, сохранять
обязательство вступать с ним в половые сношения и т. п.
Отсутствие одной из персон того или иного пола,
как это случается в неполных семьях или в семьях с часто отсутствующим
отцом, разумеется, неблагоприятно для развития зрелой половой
идентичности. Растущий в такой семье ребенок мужского пола может
испытывать серьезные сложности с развитием по мужскому типу. Один
лечившийся у меня мужчина, отец которого погиб во время войны,
когда ребенку не было еще и года, демонстрировал, тем не менее,
что отсутствие непосредственного <переживания отца> успешно
компенсируется фантазиями о нем, основанными на рассказах об отце
других людей. Однако подобные случаи скорее оказываются исключением,
чем правилом. Опыт показывает, что отсутствие отцов - она кажется
себе жалкой и ненужной. В соответствии с Фрейдом здесь берет свое
начало широко распространенный женский комплекс неполноценности.
Как мы убедились, такой комплекс может развиться из опыта, приобретаемого
дочерью в общении с матерью; этот опыт противостоит устойчивому
чувству уверенности в себе, в своей половой принадлежности. Негативный
опыт такого рода случается гораздо чаще, чем это принято считать
в классическом анализе: <маленькое> отличие (изначально
устанавливаемое девочкой) не имело бы столь <большого> значения,
если бы мать была более уверена в своей женской идентичности.
Негативная оценка женщины, в соответствии с тем, как она ощущается
матерью и воспринимается дочерью, еще более возрастает, если она
дополняется соответствующим невысоким мнением отца.
Не следует недооценивать в этой связи неочевидность
восприятия женских гениталий, в отличие от мужских, особенно в
состоянии эрекции. Отсутствие ощущения гениталий представляет
для девочек определенные трудности, о чем свидетельствует анализ
девушек и взрослых женщин, а органическое ощущение скрытого внутри
влагалища и непосредственно присоединенных к нему фаллопиевых
труб и яичников выражено достаточно смутно. Более или менее детальное
образное представление о женских гениталиях может быть получено
лишь путем собственного исследования с помощью пальца или, как
в женских группах, путем визуального наблюдения. Иногда такое
представление можно получить с помощью врача - гинеколога, способного
зримо продемонстрировать картину возбужденного состояния женщины.
Тогда женщина почувствует себя не <пустой> в генитальной
области, а выстроит более адекватный образ собственного тела,
в котором гениталии будут представлены достаточно подробно. При
этом закладываются благоприятные предпосылки для переживания не
только женской сексуальности, но и для последующей возможной беременности,
родов и воспитания ребенка.
Если женская сексуальность будет оцениваться
по этим принципам, тогда мы сможем забыть раннюю фаллическую ориентацию
психоанализа. Фрейдовские положения о <зависти к пенису>
и женском комплексе неполноценности отвергаются многочисленными
авторами - феминистками. Движение <женского протеста> включает
в свои ряды следующие имена: Симона де Бовуар (1960), Нэнси Чодороу
(1978), Суламифь Файрстоун (1970), Бэтти Фридон (1963), Люси Иригерей
(1977), Джульетт Митчелл (1976), Урсула Шой (1977), Рената Шлезир
(1981) и Алис Шварцер (1975). Между тем существуют попытки положить
начало синтезу двух экстремальных позиций, что находит свое выражение,
к примеру, у Маргарет Мичерлих - Нильсен (1985).
Стоит упомянуть об особом значении смены объекта
в развитии здоровой женской сексуальности. Последнее означает,
(следуя высказываниям Фрейда в его работе о женской сексуальности),
что рано или поздно женщина переориентируется с первого объекта
(матери) на второй объект (отец). В патологических случаях, когда
имеют место неврозы связи (см. гл. VI 3. 3. ), первичная связь
с матерью сохраняется в своем перманентном виде, характеризуемом
как торможение в развитии. Последнее усугубляется негативным опытом
в отношениях с отцом. Смене ориентации с матери на отца, напротив,
способствует негативный опыт в отношениях с матерью и позитивный
- с отцом. Ранний психоанализ, полностью фиксируясь на плохо исследованных
на тот момент патологических случаях, полагал, что девочка не
развивается дальше из - за того, что она - в отличие от мальчика
- не страдает от кастрационной тревоги. Поэтому у нее нет необходимости
(по причинам защитного характера, а не из специфических особенностей
развития) идентифицировать себя с отцом. Сейчас стало очевидным,
что решающим фактором в развитии здорового женского сексуального
поведения является оценка роли женщины обществом. Насколько уверенно
чувствует себя мать в той или иной ситуации как женщина, как отец
и другие люди - мужчины и женщины - ведут себя с подрастающей
девочкой и насколько естественно приобщены к этому ее гениталии
(если они вообще к этому приобщены).
П. Куттер. Современный психоанализ. СПб., 1997.
Назад
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net