сексология на заказ заказ
диплома заказать диплом курсовую
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Cоциальная сущность проституции
Проблема проституции уже немало лет привлекает внимание исследователей.
Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес
к ней обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно немалогранное
явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор
о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с
XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.
В историографии данной темы имеется немало работ,
посвященных изучению правовой и медицинской регламентации проституции.
Однако, вопрос об определении сущности и содержания категории
"проституция" в современной историографии разработан
весьма слабо. Из ненемалочисленных работ, затрагивающих этот вопрос,
можно выделить статьи С.И. Голода и И.С. Кона. Большинство современных
исследователей к данной проблеме подходят к социально-экономической,
а не культурологической точки зрения.
В XIX - начале ХХ вв. вопрос о сущности и роли
проституции был одним из дискуссионных в исторической, социально-политической
и медицинской литературе. В ходе обсуждения он приобрел особенную
остроту. Это было связано с тем, что проституция, по мнению ученых,
разрушая социальный строй жизни, к тому же являлась злом, убивающим
народное здоровье, распространяя венерические болезни.
В официальных документах она понималась как "разврат
или непотребство, именуя таковыми торговлю своим телом, предложение
плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение,
с каждым, того пожелавшим" и "снискивающая себе пропитание".
Это определение относилось к проститутке вообще, без разделения
на категории.
Официальные документы XIX в. определяют следующие
основные признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность.
И тем не менее это понятие не охватывало большую часть продажных
девиц (содержанок, временных и других). По мнению А. Флекснера,
оно имело чисто полицейский характер, так как в это определение
входили только зарегистрированные, профессиональные проститутки,
которые кроме проституции не имели других источников дохода.
Официальная точка зрения на проституцию оказала
самое непосредственное влияние на общественную мысль. Так, с 15
по 22 января 1897 г. в Петербурге проходил съезд "по обсуждению
мер против сифилиса в России", участники которого приняли
ряд постановлений. В этих документах проституция определялась
как "неискоренимый элемент социального строя, как промысел,
дающий индивиду средства к существованию", вместе с тем в
определение "проститутки" включались как женщины профессионально
занятые, так и временные (случайные) , для которых проституция
была источником побочного заработка. В это определение был включен
пункт, согласно которому к проституткам причислялись как городские,
так и сельские представительницы этой профессии.
В 1903 г. второе отделение Русского общества
охранения народного здравия постановило создать комиссию для обсуждения
вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи
с общим вопросом о борьбе с нею. Эта комиссия на своих заседаниях
в 1903-1904 гг. рассматривала несколько вопросов, касающихся проституции,
в частности вопроса об определении таковой. Член комиссии, присяжный
поверенный П.П. Соколов в своем докладе говорил о том, что "современное
законодательство относительно проституции носит двойственный характер:
с одной стороны, оно не только отрицает возможность заниматься
проституцией, но даже карает лиц, как женщин, так и мужчин, за
соблазнительный образ жизни; а с другой стороны - существует особый
порядок и организация способов надзора за нею и порядок открытия
и содержания публичных домов", то есть законодательство XIX
- начала ХХ вв. относилось к проституции отрицательно, "признавая
ее деяния преступными". Эта комиссия разбирала несколько
предложенных определений сущности проституции, но четких решений
так и не смогла принять. На рассмотрение собравшихся было предложено
следующее определение термина: "Проституткой именуется женщина,
занимающаяся продажей своего тела, как промыслом, - единственным
или побочным при других каких-либо занятиях". Это определение
оспаривалось многими на том основании, что в нем отсутствует понятие
о публичности. Другое определение, предложенное для анализа "проститутка
есть женщина, добывающая средства публичной продажей своего тела",
так же было подвергнуто критике на том основании, что понятие
о публичности не всем одинаково понятно, так как некоторые подразумевают
под публичностью то, что делается на глазах у всех, а также, что
в нем отсутствует указание о занятии проституцией. Исследователи
категории "проституция" так же не были едины в своих
изысканиях. Каждый из них выделял свой главенствующий (по его
мнению) признак.
Э. Шперк главным признаком проституции считал
профессиональность. Он писал: "публичная женщина та, которая
избрала своим ремеслом проституцию и не имеет и не желает другим
путем приобретать средства к существованию", а проституция
- это " ремесло, законный, скоротечный и острый вид брака"
Р. Вардлоу определял проституцию как "всякие
недозволенные сношения между полами". Он даже отвергал всякое
различие между развратом и проституцией и называл публичной женщиной
"всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольно
жертвует своей добродетелью". Чтобы назвать женщину таковою,
недостаточно одного случая сношения; на женщину "накладывает
печать проституции только добровольное повторение полового акта.
Вслед за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих
рассуждениях доходили до абсурда. Они полагали, что проститутка
- "это та женщина, которая по меньшей мере в течение 20 часов
отдавалась в публичном доме мужчинам".
Аналогично определял проституцию и М. Кузнецов:
"Проститутка, или, как привыкли выражаться у нас, "публичная
женщина", обыкновенно употребляется в слишком широком плане;
в сущности же проститутка есть женщина, отдающая за деньги свое
тело для удовлетворения полового инстинкта мужчины"; "В
этом смысле проституция есть торговля человеческим телом с преследованием
развратных целей, в обширном смысле, у нас иногда принимается
за проституцию вообще все внебрачные половые отношения.
По М. Рабюто, единственный решающий признак проституции заключается
в следующем: "истинной проституткой мы называем ту женщину,
которая под влиянием вынужденной или свободной воли вступает в
половые сношения без всякого выбора, без симпатии или хотя бы
и чувственной страсти. Как только существует известный выбор,
- на основании только импульсов половой страсти - мы имеем перед
собой разврат, распущенность, извращения, но не проституцию в
истинном смысле этого слова,...отсутствие индивидуального выбора,
отдача себя безразлично всем и каждому - вот самый существенный
и универсальный признак".
Подобно М. Рабюто, Л. Мартино называет проституткой,
или публичной женщиной, ту "женщину, которая не выбирает
своего покупателя", но и не опровергает мысли, что проституткой
может быть и та, "которая его выбирает, но уже в другом роде..,
с крайним равнодушием к нему." Проституцию в целом он определяет
как "торговлю чувственных наслаждений для других".
В определение "проституция" по мнению
М. Чистякова нужно включать только самые существенные признаки,
а именно: "женщина, которая открыто и не разбирая личность
продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая
и есть всегда проститутка".., т.е. "в это понятие не
должен входить критерий о ее здоровье, а также то, "проституирует
она с ведома администрации или нет".
Еще один немаловажный аспект вносит в это определение
А. Поспелов: - тайность проституции. Он писал: "проститутка
это девица или замужняя женщина, которая открыто или тайно и по
привычке отдается мужчине для удовлетворения его полового влечения".
Если все предыдущие авторы признавали, что проституция
в то время была необходимым элементом социального строя, то Д.Д.
Ахшарумов в своем докладе "Проституция и ее регламентация"
заявляет о том, что это "совокупность известных аномальных
явлений в половой сфере жизни человека, часть явлений его же жизни,
но в патологических уклонениях от нормы", а проститутка "есть
бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за какую-либо небольшую
плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы десятки
рублей не могут считаться таковыми. Это совсем особое привилегированное
существо, и таковую никогда не называют проституткой. Ею может
считаться только женщина, живущая в доме терпимости, сама себя
таковою объявившая". Таким образом, здесь налицо приоритет
продажности над другими признаками, причем из этого понятия выпадают
женщины из "высшего общества, но занимающиеся ею, а также
всякая свободная-тайная или явная одиночка". В противовес
этому определению он вместе с тем говорит, что проститутка - это
"высокий идеал женщины, губящей свою жизнь для всеобщего
блага".
В своих работах А. Бляшко называл проституцией
такие формы внебрачных половых сношений, при которых мотивом сношений
для определенной части женщин является не личная привязанность
и не чувственный инстинкт, а только заработок.
А.Х. Сабинин называл проституцией "всякую
половую связь, при которой одна сторона совершенно не заботится
о благе другой, т.е. всякое временное удовлетворение полового
влечения, лишенное чувства любви и преданности и не принимающее
во внимание могущих произойти при этом последствий". Если
при этом имеет место денежная плата, то это и есть проституция
в узком смысле слова, но в тех случаях когда этого нет, она таковой
не является". Таким образом, у него на первый план выступает
принцип продажности как основной.
Одним из исследователей, который долгое время
изучал проституцию и считал принцип продажности главенствующим
признаком в определении проституции, был В.М. Тарновский. В работе
"Проституция и аболиционизм" он касается определения
этого вопроса. По его словам "проституция" "само
по себе и во всех своих проявлениях есть нравственное зло и зло,
при настоящих условиях жизни, неизбежное. С ведома или без ведома
полиции совершается купля-продажа полового акта, она всегда одинаково
унижает человеческое достоинство женщины". Х.М. Чарыхов вводил
в понятие проституции новые элементы. Во-первых, он отмечает,
что явление это характерно только для человеческого рода; во-вторых,
то, что основной причиной, толкающей на этот путь женщину, называют
материально-экономическую, т.е. деньги, не признавая тем самым
другие виды вознаграждения, и в-третьих, определяет ее как чисто
городское явление. Он писал: "Проституция это позорный факт
истории человечества; который немым упреком станет перед грядущим
поколением, как факт жестокий и неизбежный. Проституция это излюбленная
дочь городов. Она как специфическое социальное отношение, характеризуется
как промысел, имеет своею целью материально-экономический субстрат
- деньги. Поэтому проституция, как известный способ обеспечения
своего материального положения в борьбе за существование, становится
уделом наиболее экономически не обеспеченных элементов общества.
Другое характерное для того времени определение
проституции предложил немецкий ученый И. Блох в своей работе "История
проституции". По его мнению, "проституция - есть определенная
форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий
на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично
отдается более или менее без разбора, неопределенно большому числу
лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя
продажей своего тела для совокупления или вообще провоцируя их
половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий
субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный
постоянный тип".
Таким образом, он выделяет 9 признаков проституции
в ее развитии. Но это определение страдает некоторыми недостатками.
Во-первых, из него исключаются лица, непрофессионально занимающиеся
проституцией, т.е. те, у которых проституция выступала как бы
второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда "случайную
проституцию и жизнь на содержании", иначе говоря, женщин,
занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих
от них не деньги, а подарки; в-третьих, исключается и тайная,
нерегламентированная проституция, а между тем, как показывала
практика, именно она преобладала, а также то, что публичные женщины
могли оставить свое занятие и перейти к честному образу жизни:
статистика подтверждает, что такие случаю были нередки. Проституция
использовалась ими для скопления определенных сумм, например,
в качестве приданного.
Таким образом, рассмотренные нами определения
категории "проституция" в общественной и научной мысли
XIX - начала XX вв. отражали такие основные признаки проституции:
продажность, публичность, профессиональность. При этом некоторые
авторы выделяли один из них как главный признак, объявляя остальные
два второстепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной
стороны, как промысла, с другой - как преступления; то есть авторы
определений рассматривали категорию "проституция" с
точки зрения правового понимания социальной природы явления или
с точки зрения общественно-трудового понимания.
Назад
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net