заказать диплом по психологии
личности с практикой, курсовую с экспериментальной частью, реферат
на заказ практическая психология личности
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Понятие Я-концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом
самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием,
связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом
в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря
ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том,
как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено
или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие
формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход
специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому
в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой
его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.
Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя
оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений
человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание
своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка,
а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних
факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области
психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так
определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех
представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я
или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или
к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием
себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой
представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит
на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального
взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического
развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное
внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно
накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления
человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная
зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем
она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента
своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим
в трех функционально-ролевых аспектах :
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней
согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается
на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения
максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства
или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями,
чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности,
к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность
в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать
различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного
равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности
является то, что человек думает о самом себе.
2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Э та
функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет
характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует
устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений
о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция
определяет также и ожидания человека, то есть его представления
о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то
ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди,
уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут
относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому
не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки,
либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая
Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся
к различным областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция
является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор
не существует ни ее универсального определения, ни единства в
терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения
Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных
элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования,
мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая,
по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру
Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся
на страницах психологической литературы.
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической
структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция,
включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В
связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а
с другой - осознает себя как один из элементов действительности,
У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику
Я-концепции, глобальное, личностное Я ( Self ) рассматривал как
двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (
I ) и Я-как-объект ( Me ) .
Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции
выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет
рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных
на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три
главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным,
так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению
(эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности,
может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента
установки конкретизируются следующим образом :
1. Образ Я - представления индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления,
которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные
черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции,
связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция , то есть
те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и
самооценкой.
Назад
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net