диплом по маркетингу на
заказ статьи по маркетингу заказать курсовую, диплом, реферат
по маркетингу
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
История бизнеса на Руси
М. Туган-Барановский в своем труде "Русская фабрика
в прошлом и настоящем" писал, что русские ремесленники "ничего
не принимают на заказ, но все изготовляют для продажи - башмаки,
туфли, сапоги, кафтаны и другие предметы одеяния, шубы, постели,
одеяла, столы, стулья - короче всевозможные предметы". Все эти
вещи ремесленники поставляли купцам за определенную плату, а те
продавали их в своих магазинах. При редкости населения и ничтожном
количестве городов в московской Руси торговец являлся необходимым
посредником между производителем и потребителем. Поэтому, как
заключает М. Туган-Барановский, "торговец не мог не быть крупной
фигурой в общественной и экономической жизни старого времени"
Русским купцам приходилось вести ожесточенную конкурентную
борьбу с иностранцами, которые при Петре 1 стали активно действовать
на российском рынке, умело и сплоченно воздействуя на городские
власти. Как писал Посошков, иностранцы, приехав "засунут сильным
персонам подарок во сто - другое, то за сто рублев сделают они,
иноземцы, прибыли себе полмиллиону..."
Еще до Петра 1 Русь выработала несколько форм соединения
промышленных и торговых сил. Обычной формой такого соединения
был торговый дом. Это - экономический союз неразделенных родственников
- отца, братана брательников, племянников. В нем не было ни сложения
капитала, ни совместного ведения торговых операций: всеми делами
управлял большак - отец или братан, которые несли перед правительством
полную ответственность за все дела кровных родственников и приказчиков.
В конце XVI века славился своими торговыми делами торговый дом
братьев Строгановых, заработавших на солеварном бизнесе 300 тысяч
рублей.
Черта первого поколения русских предпринимателей
- неуемное стремление вырваться любой ценой из пут крестьянско-крепостного
рабства и подняться хотя бы на одну ступеньку выше. Второму поколению
присуща упорная жажда обогащения, деспотизм и самоограничение,
вместе с которыми рождается стремление к общественному служению
и благотворительности, меценатству. Облик третьего поколения крупных
русских предпринимателей определяется культурными достижениями
в бизнесе и ростом политического самосознания.
Яркой иллюстрацией этого служит путь становления
одной из самых знаменитых предпринимательских династий России
- Морозовых, в родословной которых представлена почти вся история
российской промышленности. Их отличает крестьянское происхождение,
связь со старообрядством, упорство в достижении цели, что было
типично для всего крупного предпринимательства. Об основателе
династии Савве Морозове сохранилось легенда, что свой товар -
красиво отделанные кружева, ленты, бахрому он носил сам, пешком
от владимирского села Зуева, за сто верст от Москвы: уходил засветло,
а к вечеру уже входил со своим красным товаром в богатые дома
Москвы. Конкурентоспособность его товара была настолько высока,
что вскоре скупщики стали выходить ему навстречу, чтобы первым
взять товар. Обладая, как и многие русские купцы двойственностью
натуры, Савва Морозов, как и первые Рокфеллеры в Америке, использовал
все средства обогащения, например, промышлял торговлей фальшивыми
ассигнациями.
В дальнейшем росте Морозовских капиталов большую
роль сыграло вхождение Саввы Васильевича Морозова в состав Рогожской
общины московского старообрядчества. По мнению многих исследователей,
старообрядчество в России сыграло почти такую же роль, как кальвинизм
в Западной Европе и явилось одним из важных источников накопления
крупных капиталов. Из среды старообрядцев вышли крупные династии
фабрикантов России - Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы,
Рябушинские. Савва Морозов быстро занял главенствующее положение,
став одним из ее попечителей. Попечители сосредотачивали в своих
руках огромные средства. Помимо этого, купцы - старообрядцы могли
рассчитывать на разветвленную сеть посредников из числа старообрядцев
для перевозки и охраны своих товаров. Члены старообрядческих общин
были везде - содержали постоялые дворы, были в ямщицких артелях,
торговых агентствах и крепко связаны суровой дисциплиной и послушанием.
Все это способствовало быстрому росту крупного бизнеса старообрядцев
Конкурентоспособность российских товаров опиралась
на уникальность, красоту и доступность производимых товаров. Русские
купцы, даже иностранного происхождения, всегда старались удивить
своими товарами или методами их рекламы.
Так, в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной
выставке в Москве вдруг... забил фонтан из цветочного одеколона
и каждый мог попользоваться бесплатной ароматической водой. Его
открыл для посетителей владелец фабрики Генрих Брокар (ныне парфюмерная
фабрика "Новая заря"). А еще раньше "Брокар и Ко", при открытии
своего нового магазина в Москве выпустил в продажу "образцовые
коробки", в которой находилось десять предметов - духи, одеколон,
мыло, пудра, помада, саше (ароматная подушечка для белья). Все
это вместе с изящной упаковкой стоили всего... один рубль.
До сих пор, сто лет спустя, поражают краски и плотность
морозовских сатинов, яркость прохоровских ситцев, изящество кузнецовского
фарфора. Обувь, сработанная на "Высочайше утвержденном товариществе
Санкт-Петербургского механического производства обуви, знаменитые
- "скороходы" - полуботинки и дамские полусапожки за сто лет не
потеряли своей формоустойчивости и подлинного изящества.
В каждом деле существовали свои секреты, тщательно
охраняемые от конкурентов. Например, образцы прочных красителей
текстильные фабриканты получили от растительных красок, используемых
древними египтянами при росписи своих фресок. Тайна высокой формоустойчивости
и прочности, особая "доброта", то есть качество скороходовской
обуви - в секретах дубления кожи в естественном колагене - белке
куриного яйца. Все это делало русские товары наиболее конкурентоспособными
в Европе, о чем свидетельствуют многочисленные золотые и серебряные
медали, полученные русскими товарами на европейских и всемирных
выставках. Все это позволяет сделать вывод, что в России в конце
XIX-ХХ века зародилась товарная концепция маркетинга, подобно
тому как производственная в это же время развивалась в Америке.
Отношение русских предпринимателей к своему делу
и богатству было несколько иным, чем на Западе и в Америке. На
свою деятельность русские купцы и промышленники смотрели не только
как на источник наживы, но и как на выполнение более широкой задачи,
своего рода миссию, или, как говорили на Руси, как на свой крест,
возложенный Богом или судьбой. Про богатство говорили, что Бог
дал его в пользование и потребует за него отчета. Этим и объясняется
широкое развитие благотворительности и меценатства, коллекционирования.
В дореволюционной России не было такого культа богатых людей и
богатства, как на католическом и протестантском Западе. У городской
интеллигенции, разночинцев к богатым было недоброжелательное отношение,
которое сыграло свою роль и в революционных событиях. В купеческих
клубах и на бирже богатство также не играло решающей роли, а при
выдвижении владельца на высокие посты всегда интересовались его
происхождением. Не любили и не уважали не только ростовщиков,
но и откупщиков, бравших откуп на торговлю водкой, а также тех,
кто нажил свое состояние "выворачиванием шубы" - то есть неплатежами.
Более подробно с этими вопросами можно ознакомиться
в монографии "Исторические корни Российской модели маркетинга"
Н.С. Перекалина, действительный член Академии проблем качества,
д. э. н., профессор
Назад
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net