*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Раздел второй
СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты
и регуляторы
§ 1. Общество: его понятие и структура
В научной и учебной литературе дается много определений
и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в
одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная
организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность
которого заключается в многообразных (экономических, нравственных,
религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями
и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей,
объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими,
сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют
прежде всего не биологические, а социальные законы.
Рассмотрение общества в качестве системы общественных
отношений, основу которых составляют экономические (материальные)
отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически,
выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое,
феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых,
выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической,
политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов
социального общения (личность, семья, нация и др.).
Общество появилось, когда люди выделились из мира
животных. Человек — его главная предпосылка и первичная клетка,
ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное.
Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет
собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с
обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные,
сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и
стимулирует прогресс общества.
В разные периоды исторического развития общество
принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее
строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая
структура. Первобытное общество, например, долгое время было более
или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого
расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями
экономических отношений появились социальные общности, группы,
классы и т. п„ имеющие свои интересы и особенности.
§ 2. Общество и его социальные и политические институты
Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических
институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений,
учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для
общества социальные либо политические функции.
Как уже отмечалось, люди — существа общественные,
они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и
интересам, целям. Словом, социальные и политические институты
возникают в силу биологических, социальных, политических и других
причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным
институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность)
людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей
собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением.
Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным.
Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели
от природных сил и могли существовать только на базе коллективного
хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали
многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные
институты — племена. Позднее появились религиозные объединения
(ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты.
Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим,
стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии
возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические
(профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.
§3. Общество и власть
Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как
его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность,
управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка.
Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу
жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения
становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых
и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной.
Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая
способность той или иной социальной общности — рода, группы, класса,
народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных),
используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она
бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная).
Власть — явление надстроечное, ее природа, свойства,
функции определяются экономическими отношениями, базисом общества.
Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей.
Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета
которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования.
Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны,
передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, ас
другой— подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет
власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности,
воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей,
власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное
место занимает понятие «властвующий субъект» — первоисточник,
первоноситель власти.
Власть невозможна и без объектов своего воздействия
— индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда
субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и
подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение
в обществе.
Подчеркивая значение воли как одного из определяющих
элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов,
в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная
силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна
претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой,
доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий
субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует
силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские
обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные
источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации
людей.
Власть непрерывно воздействует на общественные процессы
и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях,
суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух
проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта
подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения
отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта
власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю,
господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти,
выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного
ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы
и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.
§ 4. Общество, социальное регулирование, порядок
и беспорядок
Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и
справедливости. Однако в действительности социум — это более или
менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества
и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные
тенденции — стремление к порядку и стремление к беспорядку.
Порядок в обществе — необходимое условие его нормальной
жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность,
согласованность общественных отношений, определенная гармония
в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации
общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях,
как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных
явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической
жизни, быта.
Кроме того, от уровня общественного порядка зависят
и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности,
и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации
общественно значимых и личных интересов и потребностей. Словом,
порядок — это великое благо для общества и личности. По мысли
К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму
упрочения всякого способа производства, а потому — его относительной
эмансипации от просто случая и просто произвола. Создатели солидаристской
теории права (О. Конт, JI. Дюги) считали, что людям извечно присущи
два инстинкта — солидарности и агрессивности. Солидарность как
добро вытекает из общественной природы человека и проявляется
в гармонии между людьми, в их общих, согласованных между собой
разумных интересах, в устойчивом общественном порядке. Агрессивность
вредит людям, разрушает порядок.
Общественный порядок не возникает сам по себе, он
есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении.
Регулировать (в социальной жизни) — значит направлять поведение
людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций,
вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать.
Существование и развитие социального регулирования, его место
и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество
объективно требует своей меры социального регулирования. Если
объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то
неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный
порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет
к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования.
Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты
в нем противоречий, от степени развития общественного сознания
и культуры, прочности сложившихся традиций и т. д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном
регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического
факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно
возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не
злым, не преступником и не добродетельным,— таковым делает его
окружающая социальная среда. Кроме того, с развитием социальной
свободы человек в любое время может «сбросить» свою преступную
автобиографию. Вместе с тем удельный вес психологического компонента,
влияющего на индивидуальное поведение человека (в том числе на
его агрессивность и эгоизм), хотя и сокращается, но полностью
не исчезает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные
механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая
система регулятивных норм.
В научной литературе различают два основных вида
социального регулирования индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное регулирование — это упорядочение
поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций,
решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам.
Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем
выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей
трудового процесса, родителей и т. д. Оно имеет неоспоримые достоинства,
ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных
качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки:
каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок,
а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное регулирование — упорядочение поведения
людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил,
т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые
распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться
все, кто окажется в сфере действия таких правил.
Появление нормативного регулирования — поворотный
пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок
в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно
действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании
значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма,
господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности
не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование
осуществляется в сочетании с индивидуальным.
Для обеспечения стабильного общественного порядка
кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются немалые
и активные усилия социальных и политических институтов.
Беспорядок в обществе — это противоположность общественному
порядку, стихийность, неорганизованность, хаос. Он может быть
вызван умышленными действиями в целях дестабилизации общества,
но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления порядка,
и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок
есть диалектическое единство противоположностей. Иными словами,
в любом обществе в различном сочетании противоборствуют социальные
(стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные
механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты
сдерживают разрушительные силы (преступные, экстремистские, анархические
и др.), которые готовы при наличии подходящих для этого условий
вырваться на авансцену общественной жизни.
Великие блага организованности, дисциплины, стабильного
общественного порядка осознаны и признаны народами многих стран.
Высокой организованностью и приверженностью к четкости и порядку
отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна из
важных причин успешного и устойчивого развития японского общества
в сфере материального производства, научно-технического прогресса,
культуры.
К сожалению, народам России пока еще далеко до уважительного
и ревностного отношения к общественному порядку. А в кризисные
периоды в обществе создаются благоприятные условия для активизации
антисоциальных сил. Вместе с тем именно наше общество больше других
нуждается в преемственности, стабильности, организованности и
порядке.
§ 5. Первобытное (догосударственное) общество
Наша литература длительное время освещала догосу-дарственное общество,
опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи,
частной собственности и государства». Она была написана на основе
вышедшего в1877г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее
общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских
племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов
представления о первобытном обществе существенно обогатились,
был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю
историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех
регионов Земного шара.
Сегодня научная периодизация догосударственного
общества обосновывается по-новому. Для теории государства и права
определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных
периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и
двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей
экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей экономики
(земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).
Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат),
второму — патриархальный (патриархат).
Любое человеческое общество должно быть каким-либо
образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном
случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически
первой формой организации догосударственного общества явилась
родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое
целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный
труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную
характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И
что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности
и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей,
наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов
— все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был
одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой
организации догосударственного общества.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу
и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим
субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами
рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь
субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была
по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной
от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации
было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев,
ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание
всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь
же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные
вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины,
вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались
споры между отдельными лицами и т. д.
Решения собрания были обязательными для всех, так
же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных
принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной
к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.
Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и
оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из
рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого
укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому
никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек,
вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной
мести — ни обидчик, ни его родичи.
Несложные отношения первобытного общества регулировались
обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими
в привычку в результате воспитания и многократного повторения
одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития
общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой
деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс
сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников
наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными
обрядами.
Обычаи догосударственного общества имели характер
нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации
общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными
и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в
трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком
рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и
как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной»
основой присваивающего общества, в котором и человек является
частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино.
Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев,
как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого
общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений,
строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря
табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину,
обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало
охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного
уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования
людей.
В догосударственном обществе обычаи, как правило,
соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался
в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в
роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже
обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net