*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
ХРИСТИАНСКИЙ
ПЕРСОНАЛИЗМ
(Э.Мунье)
Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в
центре которой находится человеч. существование. "...Слово
exister благодаря своей приставке означает, что быть – значит
развертываться вовне, выражать себя". Персонализм – это просто
метод, перспектива укрепления единства жизни в материальном, духовном
и трансцендентном аспектах, в выявлении и преодолении кризисов,
возникающих на жизненном пути.
По Мунье, личн. не есть объект, которым оперируют, она – центр
переориентации объективной вселенной, субъект созданной ею действительности.
Человек, изменяя мир, персонализирует его, наделяет человеч. смыслом
и значением, сообщая ему глубинную жизнь.
Материя – это пассивность, инерция, дух же, напротив, – движение,
жизнь. Для определения личн. недостаточно сказать, что она есть
дух; понятие личн. включает в себя невидимый центр, с которым
связано все, предполагающее трансценденцию, т. е. открытие внутр.
мира в сторону священного, нацеленность на высшее бытие.
Трансценденция явл. особой сферой человеч. сознания, не имеющей
оснований в прошлом и целиком принадлежащей будущему. "Настоящее"
личност. бытия понимается не как результат и следствие прошлого,
а как "результат" будущего. Самой существенной характеристикой
человека явл. его свобода. Искусство открывает мир в его глубокой
реальности и каждое бытие в его связи со Всеобщим. Духовное, а
стало быть и эстетическое, как осн. показатель собственно человеческого,
всегда трансцендентно. Искусство выступает специфич. видом деятельности,
осуществляющей связь божественного с человеческим.
Мунье видит основу единства личн. в ее нацеленности на "сверхбытие",
являющееся "высшим принципом", "финальным коррективом",
в соответствии с которым конституируется личност. бытие. Осн.
ошибку 3. Фрейда он усматривает в том, что тот полностью исключил
из своих интересов "принцип интериорности", требующий
отступления от мира объектов и обращения к самым изначальным зонам
человеч. бытия. Изначальное Мунье находит в сверхсознательном,
в особой сфере человеч. духа, где чел. устремляется за пределы
сознания, мира, истории. Порыв к бытию высшего порядка явл. собственно
и исключительно человеч. свойством; это стремление он усматривает
в христианском чувстве греховности, аналогию которому видит в
адлеровском учении о неполноценности (см. Адлер; Индивидуальная
психология).
Т. М. Титаренко
К
списку статей
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net