*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
(С.Л.Рубинштейн)
Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен,
психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его
бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как
активный, преобразующий бытие субъект.
Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные
модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется
также отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда
объектом воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть
его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному
бытию, в котором осуществляется его собств. сущность, обретаемая
через другого.
В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций
сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание
как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения.
Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат
личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной.
В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна
выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом
строит свои отношения с миром.
Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал,
что сознание как высший психический процесс явл. способом личност.
регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет
по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических
процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей
жизни субъекта.
В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол.
модальности деятельности - потребности, способности, направленность.
В "Основах общей психологии" личн. определяется через
триединство – что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная
сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер).
Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное,
не статичное: в жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность,
реализует дарования, формирует характер.
Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным,
статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего
идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения
к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими
чел. к их решению.
Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется,
формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется
и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство
не только внутр. структуре личн., но и целостность, системность
связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через
нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми,
жизнью как таковой.
Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности,
но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический
склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за
нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.
Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным
всеми жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания
идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта –
это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта,
рефлексии его деятельностных возможностей, практич. достижений.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере
того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы
развития самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных
связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями
посредством действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь
через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через
познание др. людей. Самосознание – не только рефлексия себя, но
и переосмысливание своей жизни.
Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном
соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь
– особое измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность.
Личн. как субъект жизни связывает клубок из всех нитей – возрастной,
событийной, продуктов творчества , социальных достижений – своим
собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.
Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте.
Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной
и в старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит
и охраняет свой внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя
себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. события,
реализуя в них свой внутр. мир.
На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы,
когда принятие того или иного решения на более или менее длительный
период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном
этапе личн. может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив
ее направление.
Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и
субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма
познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует,
общается в определ. соотношениях, пропорциях, с определ. мерой
активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания,
коммуникации.
Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются соотношением
добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность
человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать
жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти
и бессмертия.
Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится
человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование
продолжается, оно не явл. жизнью. А потому – не трагична и смерть,
уносящая такую жизнь.
Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление
о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется
здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком.
Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего
упущенного. Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность
есть отрицание себя как субъекта жизни.
Т. М. Титаренко
К
списку статей
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net