*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
СТРУКТУРНЫЙ
ПСИХОАНАЛИЗ
(Ж.Лакан)
Теория базируется на идеях Лакана о ведущей роли языка как феномена
культуры в расшифровке и понимании бессознательных процессов.
Кардинально пересмотрев теорию 3. Фрейда с позиций структ. лингвистики
и семиотики. Лакан отождествил бессознательное со структурой языка.
В основе психоаналитич. концепции Лакана лежат два тезиса: 1)
бессознательное структурировано, подобно языку; 2) бессознательное
есть речь "Другого". Опираясь на эти тезисы, Лакан утверждал,
что только лингвистич. анализ языка и его механизмов может адекватно
раскрыть структуру бессознательных процессов. Структурированность
бессознательного, подобно языку, с т. з. Лакана, означает, что
в нем имеются особые бессознательные речевые элементы, которые
не осознаются чел., но играют важную роль в протекании и развертывании
психических процессов. Сведение бессознательного к языку, речевым
структурам лежит и в основе понимания Лаканом психических заболевания.
Ученый отвергает взгляд на последнее как на нечто совершенно отличное
от нормы. Болезнь – это просто иной способ существования, точнее,
иное символич. языковое измерение. С т. з. Лакана, чистое доязыковое
бессознательное нам не дано: судить о нем можно только на основании
рассказа пациента о своих снах и желаниях, с одной стороны, и
анализа речи пациента аналитиком – с другой. Бессознательное –
это речь "Другого". Понятие "Другой" у Лакана
многозначно: это и отец, имя которого связывается с законом и
порядком, и место культуры, в котором распутываются все "приключения
индивид, желаний".
Личн. Лакан понимал как знаковое, языковое сознание, структуру
же знака психологизировал, рассматривая ее с т. з. психологич.
ориентации индивида , т. е. с позиции проявления в ней действия
бессознательного, реализующегося в сложной диалектике взаимоотношения
"нужды" и "желания". По его мнению, человек
никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его "Я"
никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в
поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через
"Другого", через отношения с др. людьми. Однако при
этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого,
т. е. не способен полностью войти в сознание др. человека.
Структура человеч. психики, по Лакану, явл. сферой сложного и
противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого,
Символического и Реального.
Воображаемое – это такой комплекс иллюзорных представлений, которые
чел. создает сам о себе и который играет важную роль его психической
защиты, или, вернее, самозащиты. Воображаемое подчиняется не "принципу
реальности", а логике иллюзии: оно создает образ "Я",
устраивающий индивида и играющий экранирующую роль как по отношению
к объект, действительности, так и по отношению к тем образам этого
индивида, которые существуют в сознании его партнеров по коммуникации
– "других"; в этом смысле Воображаемое есть область
"незнания", заблуждения чел. относительно самого себя.
Формирование воображаемого происходит у ребенка в возрасте от
6 до 18 месяцев – на стадии, которую Лакан назвал "стадией
зеркала": именно в этот период ребенок, воспринимавший ранее
собств. отражение как др. живое существо, начинает отождествлять
себя с ним, узнавать себя в зеркале.
Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений,
которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически",
чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе, т.
е. это область сверхличных, всеобщих смыслов, задаваемых индивиду
обществом. Если в "порядке Воображаемого" отношения
ребенка с матерью характеризуются слитностью и непосредственностью,
то, вступая в царство Символического, он обретает в виде отца
с его именем и запретами того "Другого", который знаменует
для него встречу с культурой как с социальным, языковым ин-том
человеч. существования.
Реальное – самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные
жизн. функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых
и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не
даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него рационализированной
форме.
Отсюда – радикальный пересмотр Лаканом классич. понятия "субъекта".
Если в рамках картезианской традиции "субъект" рассматривался
как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель
сознания и самосознания и как ценностная точка отсчета в культуре,
то, по Лакану, напротив, субъект предстает как функция культуры,
как точка пересечения разл. символич. структур и точка приложения
сил бессознательного. Не культура явл. атрибутом индивида, а индивид
оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при
помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто",
некая "пустота", заполняемая содержанием символич. матриц.
Отсюда – постоянное взаимодействие между субъектом как носителем
культурных норм и "Я" как носителем "желания",
т. е. между Символическим и Воображаемым. Символическое пытается
полностью подчинить себе индивида, тогда как задача "Я"
состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их
помощью собств. нарциссический образ, т. е., подставив "Я"
на место "субъекта", создать себе культурное алиби.
Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное,
по Лакану, это "речь Другого", но такая речь, которая
постоянно редактируется Воображаемым.
Практикуемая С. п. терапия ориентирована преим. на языковую проработку
словесных выражений. Лакан сравнивал психотерапевтич. ситуацию
с ситуацией восприятия незнакомого языка – и в том и в др. случае
чел. имеет дело с речевым потоком, протекающем на уровне означающего,
никак не соотнесенного с означаемым. Однако в психотерапевтич.
ситуации речь идет о двоякой интерпретации означаемого – как "объективной
реальности", так и содержания психики пациента. В последнем
случае означаемое, т. е. содержание психики пациента, скрывается
им осознанно и может быть выявлено лишь по случайным деталям речи
и поведения. Доступная психоаналитику задача не может состоять
лишь в том, чтобы реконструировать реальные обстоятельства, внешн.
по отношению к истории пациента, или же проникнуть вглубь содержаний
его сознания. Его цель – реконструировать на основе протекающего
перед ним потока означающих структуру этого потока, которая и
есть, по мнению Лакана, не что иное, как структура бессознательного.
Н. В. Чепелева
К
списку статей
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net