*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
СИСТЕМА ДЗЕН-БУДДИЗМ
Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае
и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего
на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без
какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного
обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность. Дзен-буддизм
– это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном виде
воплощает всю философию Востока.
Дзен-буддизм не основан на логич. анализе, не учит, а только указывает
путь духовного развития личн. Целью его явл. приобретение внутр.
духовного опыта, просветление личн. посредством проникновения
в истинную природу ума, ставшего своим собств. господином, и достижение
свободы от всех неестественных помех и условностей. Работа в С.
д.-б. означает прямое, без чего-либо неестественного и внешнего
вхождение в контакт со своим внутр. миром, т. е. духовное саморазвитие
на основе активизации потенциала субъектной психической активности
личн. в процессе систематич. тренировки ума.
Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции чел.
раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенционалъным,
не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естеств.,
"самонеосознанным". Правильность решения определяется
не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью ею, а "наитием",
т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью
"чувствовать" ситуацию. Эти качества легче всего проявляются
тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их
спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта способность
в результате систематич. практики "Дхьяна-дзен", что
означает "сидеть в медитации", которая, в отличие от
др. ее видов, не имеет объекта сосредоточения; это – нечто неуловимое,
как "облако, кочующее в небе" и выражается в форме "недействия",
"незанятости", что явл. не просто "спокойствием
ума", а особого рода "несхватыванием ума". В дзен-буддизме
считается, что совершенный чел. пользуется своим умом, как зеркалом:
он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но
не хранит.
Спонтанность мышления достигается спец. тренировкой внимания,
постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств
и мыслей без какой-либо цели или оценки. Цель – тотальная ясность
и бдительность активного и пассивного сознания, в котором события
входят и уходят, как отраженные в зеркале, где ничего не отражается,
кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать,
ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику
никакой определ. направленности, он, тем не менее, не колеблясь
обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое.
В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения – ученика
ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда
реакция должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чих-джу),
без затора в мыслях и действиях.
В целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный вост. ум с
присущим ему спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим,
однако, ничего общего с праздностью и бездеятельностью. Это состояние
ума называют тишиной "бездонной пропасти", "тишиной
грома", в которой исчезают все контрасты и условности. Считается,
что чел., следующий путем дзен-буддизма, достигает гармонии личн.
через раскрытие истины, заключенной в глубине человеч. природы.
Л. А. Лепихова
К
списку статей
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net