*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ
(Л.С.Выготский)
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия
и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья
"Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология"
в 1928 г.
Следуя идее общественно-истор. природы психики, Выготский совершает
переход к трактовке социальной среды не как "фактора",
а как "источника" развития личности. В развитии ребенка,
замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая
следует путем естеств. созревания. Вторая состоит в овладении
культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами
организации поведения и мышления, которые человечество создало
в процессе своего истор. развития, явл. системы знаков-символов
(напр., язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование
речи в применении орудий знаменует возникновение новых психол.
функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов,
которые принципиально отличают поведение чел. от поведения животного.
Опосредованность развития человеч. психики "психологическими
орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления
знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических
функций, первое время всегда имеет форму внеш. деятельности, т.
е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с
тем, что др. чел. (взрослый) с помощью определ. средства управляет
поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной",
непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится
субъектом и, используя данное психол. орудие, направляет поведение
другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает
применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением,
которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский,
каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва
как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутр.
способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами"
лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.
Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются
и "сворачиваются", приобретают автоматизированность,
осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам
внутр. преобразований, становится возможным и обратный интериоризации
процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов
умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во
внутр. плане.
Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в К.-и.
т. расширяет понимание ведущей роли субъекта в разл. видах активности
– прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения
трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутр. индивид,
свойств личн. ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество
(в самом широком смысле) с др. людьми. Гениальная догадка Выготского
о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила
завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то
обучение явл. хорошим, которое упреждает развитие.
В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность
явл. осн. характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутр.
психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою
социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет
функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к
сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму,
как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого
сознания".
В воззрениях Выготского личн. есть понятие социальное, в нем представлено
надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки
индивидуальности, но ставит знак равенства между личн. ребенка
и его культур, развитием. Личн. "не врожденна, но возникает
в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом
личн. будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь,
человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой
этого процесса явл. образование личн., ибо "развитие той
или иной функции всегда производно от развития личн. в целом и
обусловлено им".
В своем развитии личн. проходит ряд изменений, имеющих стадиальную
природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие
литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной
ситуации развития и возникновения др. сменяются критич. периодами
в жизни личн., во время которых идет бурное формирование психол.
новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной
(деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют
роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития
ребенка. Видимое поведенч. неблагополучие ребенка в критич. возрастном
периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного
течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе,
которая не поспевает за быстрым изменением личн. ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют
психол. функционирование личн. Напр., появление рефлексии у подростка
совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование
явл. третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными
условиями индивид, склада личн. (задатки, наследственность) и
вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные
признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные
условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют
основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой
перенесенные в личн. психол. отношения, некогда бывшие отношениями
между людьми. Однако связь между социально-культур. средой и самосознанием
сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития
самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания,
характера его развития.
Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития
психологии личн., обретшей реальную опору в обосновании своего
социального происхождения, доказательстве существования первичных
аффективно-смысловых образований человеч. сознания до и вне каждого
развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры,
в которую приходит человек после рождения.
С. В. Васьковская
К
списку статей
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net