*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
КАТОЛИЧЕСКИЙ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
(Г.О.Марсель)
Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутр. самосознавания,
условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние
обращенности на самое себя, установление "внутр. тишины".
Чел. – паломник, устремленный к собств. внутр. "Я",
которое постоянно меняется. Бытие явл. процессом вечного обновления,
непрерывного рождения. "Быть" значит быть в пути. Если
чел. тратит свою жизнь на повторение действий, поддерживающих
примитивное прозябание, он теряет свое человеч. бытие. Чувственные
соблазны, радость от обладания вещами и др. "искусы дьявола"
явл. преградами на пути к подлинному бытию.
Мое "Я", по Марселю, явл. лицом и личн. Как лицо я –
часть общества, один из многих. Как личн. я – неповторимое, своеобразное
духовное бытие, нечто единственное, что нельзя рассматривать извне,
изучать эмпирически. Жизнь есть срок испытания, личност. странствие,
целью которого есть спасение. В борьбе со злом, ставка в которой
– бытие, и заключается смысл жизни. Верить – значит забыть себя
во имя Бога. Смерть освобождает чел. от статуса паломника, давая
вечное вознаграждение. Подлинный человек – это личн., устремленная
к миру высших ценностей. "Я" в той мере, в какой оно
остается замкнутым в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений
и глухого беспокойства, находится вне добра и зла. Только личн.,
внутр. сила моего "Я", навязывает мне существование
мира, в котором есть добро и зло. Личн. – это ответ на призыв,
движение к трансценденции.
Человек не способен найти истину в самом себе; он находит в себе
готовность принять ее со стороны высшего, ощутить божеств, истину
в акте любви. Вовлеченность есть полное смирения и верности подчинение
чел. высшей духовной силе, такое состояние души, приближающее
благодать, вызывая присутствие Бога. Вовлеченность рождает надежду
как состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и отчаяние.
Любовь позволяет чел. открыть наличие бытия в другом, увидеть
его собств. действительность и ценность, существующие независимо
от "Я". Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие,
увеличивает душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть
нищенский мир материи и подняться к богатству трансцендентного
мира. Человеч. личн. рассматривает себя как волю превзойти все
то, чем она есть и одновременно не есть, как волю превзойти не
удовлетворяющую ее действительность.
Человеч. личн. включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет
ответственность за то, как он использует свою жизнь. Его отношение
к своей плоти явл. первым мерилом его качеств как личн. Непосредственно
данная чел. реальность неразрывной мистич. связи сознающего себя
субъекта с собств. телом явл. исходным пунктом рефлексии. Эта
связь есть воплощенность как условие экзистенциального опыта.
Условия воплощенного существования жестоки; они были бы непереносимы
для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеиваться
и отвлекаться. Телесность подразумевает вписанность в пространство
и время, неотвратимое приближение смерти.
Существование во плоти явл. первой большой опасностью для души.
Благодаря плоти мы привыкаем основывать наши знания на практике;
посредством ее внешнее проникает во внутр. духовный мир. Одновременно
плоть стремится захватить власть над нами, лишить нас воли. Подчиняясь
ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в категориях "видеть"
и "иметь". Стремление обладать вещами, которых у чел.
нет, порождает страдание. Опасение потерять то, чем он уже обладает,
порождает страх. Пессимизм связан только с непросветленным состоянием
субъекта, ибо онтологич. структура мира дает место надежде. Надежда
и отчаяние образуют религиозно-этич. антитезу, составляющую суть
онтологич. выбора, перед которым поставлен чел. в своем бытии.
Внутр. оправданием человеч. жизни явл. присутствие в ней смысла
, не принадлежащего жизн. порядку, трансцендентного по отношению
к самому существованию. Этот высший смысл состоит в спасении.
Понятие свободы, не связанной с Божьей благодатью, – кощунство.
Свобода, понимаемая как стремление преобразовать мир в соответствии
с чаяниями людей, – безумие, порожденное сатанинской гордыней.
Быть свободным – значит распоряжаться собой, отдать себя в рабство
плоти и страсти или отдать себя Богу.
Т. М. Титаренко
К
списку статей
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net