*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ПСИХОАНАЛИЗ
(Э.Фромм)
Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич.
теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и
рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных
факторов ее формирования.
Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных
психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.
Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия
в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие
об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая
общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм
вводит понятие "социального характера" как связующего
звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва.
В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие
социальные типы характера:
1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник
всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален;
стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только
от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку;
всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того,
чтобы добиться их расположения.
2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает,
что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится
добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому
добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других;
такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен
в себе, импульсивен.
3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих
типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира;
его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются
как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги,
так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает
все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен,
упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается
как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько
хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен
вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей.
Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность
определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной
конкуренции.
5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом
гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих
сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а
свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений;
силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого;
силой воображения – творить.
Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации,
хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе
"Душа человека", Фромм описал еще два типа характера:
некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный
ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование
личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности,
явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе
о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч.
созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности
(в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе
взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу
и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).
Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения
осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью.
Свобода, завоеванная совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату
чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках
безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе
"Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".
1. Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей
личн., слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внеш.
для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется
в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских
тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть
над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
2. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности,
уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого
чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех
объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл.
реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам,
преодолением скованности и изолированности.
3. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой.
Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым
шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные.
Исчезает различие между собств. "Я" и окружающим миром,
а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
В противовес механизмам "бегства от свободы" существует
опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от
чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным
не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий
такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал
в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.
П. П. Горностай
К
списку статей
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net