*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
PR в кино, черный
и белый.
Необходимое примечание. Размещенная ниже статья отражает только
личную позицию автора сайта и не является перепечаткой из журнала
Со-общение (материал в значительной степени изменен, его смысл
и заголовок - совершенно другие). Пользуясь случаем, выражаю огромную
благодарность редакции за предоставленную полгода назад возможность
впервые высказаться на тему Product Placement в PR-издании.
Американский хвост и российские уши, или зачем нужен Product Placement?
"Чебурашка - убийца Покемона!" Новость о том, что любимый
мультгерой японских детишек Пикачу был задушен русским Чебурашкой,
несколько дней бродила по российскому Интернету. Конечно, это
была просто удачная шутка сайта "Лапша.ру". Но в каждой
шутке есть доля правды. Если однажды вы увидите на телеэкране,
как русский медведь с генеральскими погонами и запоминающейся
фамилией Пушкин замочит в сортире доброго Алладина (это не исключено
даже в свете того, что Россия находится в антитеррористической
коалиции), не удивляйтесь. Потому что похожее уже было. Например,
в мультфильме "Американский хвост" 1986 года. Мультфильм
начинался с того, что в конце 19 века добропорядочное семейство
мышей-евреев по фамилии Мышковичи было вынуждено спасаться бегством
от зловещих русских котов и эмигрировать в Америку. Историческая
правда гласит, что в России тогда действительно были еврейские
погромы. Но все равно обидно. Особенно за то, что этот мультфильм
был не раз показан по нашему телевидению, а также рекомендуется
для детского и семейного просмотра как (привожу цитату) "красивый,
трогательный мультфильм о семье мышей, эмигрирующих из России
в Америку в конце XIX века."
Империи зла уже нет. А что изменилось? Да ничего. Россия через
призму кино до сих пор предстает перед всем остальным миром, как
хмурая страна медведей, проституток, мафии и КГБ. И откуда люди
берут деньги на съемки такого иссиня-черного пиара?
Как раз в этом заключена суть дела. В фильме "Изгой"
сотрудник почтовой компании Federal Express Чак Ноланд в исполнении
Тома Хэнкса раздает посылки бомжеватого вида мужчинам прямо на
Красной площади. Лучший нефтяник планеты Брюс Виллис из фильма
"Армагеддон" прямо с морской платформы ловко попадает
мячом для гольфа фирмы Srixon в лоб одного из снующих вокруг гринписовцев
и кричит вдогонку: "А вы знаете, сколько мазута потребляет
ваша посудина?!" В том же "Армагеддоне" новейшая
космическая техника гармонично соседствует с логотипом NASA (даже
на кружках для кофе), выгодно контрастируя с дышащей на ладан
станцией "Мир" и пьяным русским космонавтом в шапке-ушанке.
А финал с торжественной встречей спасших мир нефтяников (удивительно,
но протрезвевшего русского космонавта тоже) на фоне американского
флага и парадом авиации - просто радость со слезами на глазах.
Самые невиновные в описанных случаях - нефтяники. Они просто устроили
адекватный ответ на фильмы, где представали настоящими монстрами.
От них спасался изобретатель управляемого термояда Киану Ривз
(фильм "Цепная реакция") и расшвыривал штабелями поборник
прав индейцев Стивен Сигал ("В смертельной опасности").
Финалы обоих фильмов были подозрительно одинаковы: чистая природа,
белые птицы…
Рекламные, пропагандистские и PR-задачи, стоящие перед конкретными
частными и государственными компаниями, были решены при помощи
Product Placement - продвижения продукта через индустрию развлечений,
в частности - кино. Причем в кино можно не только себя показать,
но одновременно хорошенько лягнуть конкурента или идеологического
противника.
Трактовать Product Placement исключительно в виде показа на экране
пачки сигарет или какого-нибудь товарного знака принято, наверное,
только в России. Во многих странах таким "продуктом"
является политическая идея, страховая услуга, налоговая льгота,
образ жизни, государственный флаг. Американские полицейские перед
началом эффектных погонь уже давно заготовили случайно остановленным
владельцам машин дежурную фразу: "Надеюсь, вы успели застраховать
свой автомобиль". Горе тому водителю, который этого не сделал:
результаты будут наглядно показаны на экране через пару минут
(иногда - секунд, как в фильме "Скорость"). Подобные
кинопредупреждения отнюдь не случайны, как и фразы типа "Я
- американский гражданин, я плачу налоги!" или "Американские
производители - лучшие в мире!". Это выгодно самим производителям,
стране, а Голливуду - тем более. Вопрос только в балансе интересов,
соответственно - степени участия в фильме.
Духовным отцом Product Placement считается режиссер Стивен Спилберг.
Он известен не только трилогией об Индиане Джонсе, "Парком
Юрского периода" и "Списком Шиндлера", но и тем,
что продюсировал тот самый мультфильм "Американский хвост".
В 1982 году Спилберг снял трогательную детскую картину "Инопланетянин"
с коммерческим сюжетом конфет Reese`s Pieces, после чего доходы
компании Herhey`s поднялись на 65 процентов. Но что самое интересное,
американцы уже давно применяли Product Placement, теперь лишь
подвели под ним теоретическую базу. А самой технологии их научили…
мы.
В 1925 году Сергей Эйзенштейн во всех кадрах своей знаменитой
кинокартины вручную раскрасил красной краской флаг восставшего
броненосца "Потемкин". Этот фильм, вышедший в прокат
в 1926 году, оказал на мировую киноиндустрию еще большее влияние,
чем "Черный квадрат" Казимира Малевича на изобразительное
искусство. И не только потому, что впервые в мировом кино появился
цвет. "Броненосец" - самый яркий факт пропагандистского
акцента на предмете в кадре, или иными словами - настоящий Product
Placement.
В Голливуде быстро оценили эту находку. В 30-х годах на экранах
Америки появился морячок Папай, добивающийся благосклонности подружки
Оливы Ойл с помощью консервированного шпината, после чего рост
потребления этого продукта вырос на 30%, мультик с этой целью
и создавался. А в 1941 году на экраны США вышел мультфильм "Робинзон
Крузо-младший", где главный герой - поросенок Порки - торжественно
смотрит на огромную букву "V". V - это символ антигитлеровской
пропагандистской кампании "V for Victory" в Великобритании,
хорошо знакомый по знаку победы, сложенному из двух пальцев.
СССР тоже шел в ногу со временем, поднимая настроение масс во
время войны и после нее. Изображение предметов в кадре зачастую
имело неприкрытый идеологический оттенок. Например, в фильме "Дорогой
мой человек" отставной адмирал сначала строго и пристально
рассматривает рисунок на бокале из сервиза царской семьи (бокал
за баснословную цену купили "погрязшие в мещанстве"
сын адмирала и его жена), а потом с яростью швыряет его в стену.
Использование кино для рекламы продуктов при отсутствии рыночной
конкуренции в Советском Союзе не имело большого смысла. А Голливуд,
живя в совершенно другом измерении, был обязан искать деньги на
свои фильмы. Результаты этого поиска оказывались столь явными,
что в 1964 году были осмеяны в чехословацкой пародии на вестерны
"Лимонадный Джо". Главный герой этого фильма был абсолютным
трезвенником и противником табака, а его фирменным напитком был
лимонад "Кола-лока" (прозрачный намек на Кока-колу).
Этот же лимонад в секунду вылечил героя от смертельных пулевых
ранений.
Product Placement - лучший способ продвижения спиртных напитков
и сигарет. Но наибольшей популярностью он пользуется в среде американских
военных. В самом деле, как лучше продемонстрировать налогоплательщикам
достижения военных технологий? 30-секундный рекламный ролик -
маловато, да еще платить за показ надо. С другой стороны, не устраивать
же войны ежедневно… А вот фильм - это то что надо. Заодно граждане
убедятся в силе армейского духа.
Взаимодействие Голливуда и Пентагона не всегда основано только
на демонстрации новейших вооружений.
Например, участие военных в фильме "Сломанная стрела"
(Broken Arrow), было обусловлено в основном тем, что рядом с преступником
- офицером ВВС США в исполнении Джона Траволты - появился положительный
герой, тоже военный летчик, который в паре с девушкой - полицейской
расстроил далеко идущие преступные планы. Если бы продюсеры не
попросили помощи, положительный герой мог вполне оказаться штатским.
Представитель ВВС США в Голливуде так и сказал по этому поводу:
"Мы не утверждаем, что подобные вещи исключены. Но если один
из нас оказывается злодеем, то мы хотим, чтобы режиссеры показали,
как бы мы исправили ситуацию." Вот это уже чистый PR. А когда
главному герою противостоят арабские террористы или русские солдаты
- тогда уж любому фильму будет оказана негласная, но мощная поддержка.
Не всегда прямым финансированием. Хотя бы консультациями или арендой
техники по низким ценам.
Суммы прямых финансовых вложений компании редко появляются в открытых
источниках, это вполне объяснимо. Да и сам факт Product Placement
зачастую недоказуем документально. Например, активисты борьбы
с курением обвиняют создателей фильма "Титаник" в том,
что они нарушили запрет 1990 года на пропаганду сигарет в художественных
фильмах. Этот факт легко парирует продюсер фильма Рэй Санчини:
Леонардо Ди Каприо - художник и вообще свободная личность, а Кейт
Уинслетт весь фильм выражает протест окружающему обществу богачей.
Поэтому они и курят. Но правы, наверное, борцы с курением: эти
сцены полностью соответствуют категории "неактивное размещение
продукта", когда владельцам табачных кампаний просто необходимо
привязать курение к определенному стилю жизни.
Если смотреть фильмы с соответствующей данной статье точкой зрения,
то где-то на 50-й картине читатели безошибочно определят стандартные
фразы, движения актеров и другие приемы, способствующие закреплению
образа продукта в подсознании. На 200-м фильме уже формируется
система построения эпизодов. Но иногда фильм смотреть нет необходимости,
достаточно обладать опытом работы в области рекламы и PR.
В синхронной работе Product Placement с другими средствами рекламы
нет ничего секретного, она знакома любому специалисту: оригинал-макеты,
креатив, медиапланирование, пресс-конференции, рейтинги, отчеты
и т.д. Похоже, американскому кинематографу удалось создать уникальную
схему производства, куда вписываются даже производители алкоголя
и табака. Она заключается в том, что интересы частного бизнеса
(главным образом - через отделы PR и рекламы производителей торговых
марок), кинобизнеса и государства соединены в одно целое, и это
сотрудничество выгодно для всех сторон-участников. Государство
пользуется пропагандой, производители "засвечивают"
свои торговые марки, у рекламных и PR-агентств масса работы, а
киношники сокращают расходы на производство. Подобной схемой нередко
пользуются Бразилия, Франция, Индия…
А что же Россия? К сожалению, нашу ситуацию можно охарактеризовать
термином "Русь изначальная". Явления Product Placement
в кино единичны и бессистемны. В телепередачах он куда более развит,
но презрительно именуется "джинсой" или "заказухой".
Несправедливо утверждать, что рекламисты не умеют делать свою
работу. Ролики делаются довольно качественные. Но электронные
ТВ-метры, незаменимый инструмент при медиапланировании, не способны
определить настроения зрителей, когда в самый напряженный момент
фильм внезапно прерывается рекламной паузой. Это все равно что
прервать прямую телетрансляцию во время подготовки футболиста
к пенальти. Случаются и откровенные проколы: однажды весьма жизнерадостную
рекламу включили сразу после сцены, где мать плакала над раскопанной
полицейскими могилой дочери, изнасилованной и убитой. Хороший
подарок рекламодателю…
Вот за такие вещи российский зритель телерекламу и не любит, сколько
ни показывай ему ролики, призывающие относиться к ней с уважением.
По данным ВЦИОМ от 30 ноября 2000 года, 67.4% зрителей с раздражением
относятся к рекламе в межпрограммное время, а 85.8% - внутри фильмов
и телепрограмм, и лишь 4% и 1% соответственно с интересом просматривают
рекламные вставки.
Тут не стоит никого особенно винить. Когда в России появились
реклама и PR, старая система кинопроизводства лежала в руинах.
В мире эти направления развивались параллельно, а у нас - с диаметральной
противоположностью. Поэтому нынешнее поколение рекламных и PR-специалистов
не верит в кино и не обращает на него внимания. К этому подталкивает
и политика большинства рекламодателей, рассчитанная не на долговременные
перспективы, а на решение кратковременных, сиюминутных задач.
Есть, конечно, отдельные всплески. Вспомнить хотя бы фильмы с
общим названием "Особенности национальной…", а также
совсем недавно вышедший сериал "Дальнобойщики", где
автомобиль "Камаз", на котором путешествуют главные
герои, украшен российской символикой. Мало кто знает, что задолго
до выхода сериала эта витающая в воздухе идея была предложена
белорусским автопроизводителям...
Художественные методы, используемые для рекламы непосредственно
в фильмах - визуальный, аудиальный и кинестетический - хорошо
изучены. Но знания художественных методов недостаточно. Российское
кино не воспринимается как часть рекламно-информационного пространства,
практически никому неизвестны цели и задачи, которые фильм в сочетании
с другими средствами способен успешно решить. Более того: реклама,
PR и кино зачастую противопоставлены друг другу.
В американском фильме "Плутовство, или хвост виляет собакой"
довольно удачно рассказано, как союз PR и кино помог выиграть
президентскую компанию. Там все решалось в две недели, ни один
фильм за такие сроки не снимешь. Но мысль правильная: кино в симбиозе
с другими технологиями еще задолго до предвыборной кампании может
привлечь симпатии населения к кандидату, пропагандирующему ту
или иную идею (идеи), особенно если к началу этой кампании будет
выпущено несколько новых фильмов (причем далеко не всегда - за
деньги государства, по примеру "Такси" француза Люка
Бессона). Если мысль системно использовать старые и новые политтехнологии
еще не посетила наших политиков, то она придет очень скоро. И
тогда за сюжетами фильмов будут угадываться уже не американские
хвосты (американцы не виноваты, что лучше всех умеют делать зрелищное
кино), а большие российские уши. Лучше, если это будут уши доброго
Чебурашки.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net