*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Тема 6. Наука
и техника в средние века
Катастрофа, погубившая цивилизацию древнего мира,
была вызвана фундаментальным открытием кочевников – изобретением
стремени. Стремя сделало всадника устойчивым в седле и позволило
использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник
обрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар,
в который вкладывал всю массу своего тела. Изобретение стремени
вызвало страшную волну нашествий, которая погубила цивилизацию
Древнего мира.
«Смотри, сколь внезапно смерть осенила весь мир, - писал епископ
Ориденций. - Те, кто сумели устоять перед силой, пали от голода…
В городах и деревнях – повсюду смерть, страдания, руины и скорбь.
Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем пожаре». «Время
вернулось к тиши, царившей до сотворения человека, - свидетельствует
итальянский хронист, - ни голоса в полях, ни свиста пастуха. Поля
превратились в кладбища, а дома людей – в логовища диких зверей».
Господами Европы стали потомки завоевателей, варваров-германцев.
Это были тяжеловооруженные всадники-рыцари; они подчинили местных
крестьян, обратили одних из них в рабов, а других заставили платить
подати. Владение рыцаря называлось феодом, а социальную систему
тех времен историки называют феодализмом; таким образом, фундаментальное
открытие, изобретение стремени, породило рыцарей и феодализм.
После первой волны нашествий, пришедшей из глубин Евразии, пришла
вторая волна – на этот раз с моря. Скандинавские норманны создали
дракар – мореходное судно с 40-70 гребцами и прямоугольным парусом.
Отличительным качеством дракара было то, что он мог с одинаковой
легкостью преодолевать моря и подниматься по рекам, его можно
было даже перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря дракару
норманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте –
там, где хотели; флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько
тысяч воинов, которые грабили города и села и уходили, как только
противник собирал крупные силы. Дракар позволил норманнам разграбить
большую часть Западной Европы, но, не обладая преимуществом перед
рыцарской конницей, они смогли закрепиться лишь в немногих областях,
в Нормандии, в Сицилии, в Англии. На востоке Европы сложилась
иная ситуация: здесь не было рыцарской конницы, и, благодаря своим
мечам и кольчугам, норманны-варяги обладали военным превосходством
над местным населением. В конечном счете, варяги завоевали страну
славян; они дали этой стране свое имя, Русь – ведь по-фински русь
означает «шведы». Позднее варяги превратились конных дружинников,
русских бояр.
Хорошо известно, что русские князья носят скандинавские имена,
Рюрих – это Рорих Ютландский, прославившийся разграблением Лондона,
Олег – это Хельги, Ольга – это Хельга, Игорь – это Ингварр, Святослав
(казалось бы, славянское имя) – это Свендислэйв, Владимир – это
Вольдемар и так далее.
Варварские нашествия охватили всю Евразию, и был лишь один город,
который сумел выстоять в этой буре, это была последняя крепость
цивилизации – Константинополь. Варвары, тюрки и арабы, штурмовали
Константинополь с моря и суши, но греков спасло изобретение греческого
огня – зажигательной смеси, которую выбрасывали на корабли противника
с помощью мощных насосов. Константинополь устоял – но страна была
разорена, и долгое время грекам было не до наук и искусств. Положение
изменилось лишь при императоре Василии I (867-886); будучи неграмотным
крестьянином, Василий с почтением относился к учёным монахам и
не жалел золота для возрождения греческой учености. В середине
IX века под началом епископа Льва Математика в Магнавском дворце
была вновь открыта высшая школа - началось возрождение древних
наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы стали собирать
хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик
Фотий составил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей.
Придворные грамматики собрали огромную библиотеку и участвовали
в создании обширных компиляций по законоведению, истории и агрономии.
Греки снова познакомились с Платоном, Аристотелем, Евклидом и
снова узнали о шарообразности Земли. В Греции сохранялись и созданные
римлянами принципы строительного искусства; именно греки учили
окрестные народы строить каменные соборы – они построили собор
Святого Марка в Венеции и собор Святой Софии в Киеве.
В начале VIII века приглашенные халифом греческие мастера возвели
в Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра;
эта мечеть и по сей день остается шедевром архитектуры. Правивший
в IX веке халиф Мамун был большим почитателем греческой учености;
под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде
“Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой; здесь были
собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие
книги. Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота,
сколько весила книга; были переведены сотни рукописей, присланных
из Константинополя или найденных в сирийских монастырях; мусульманский
мир познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги
Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане
узнали о шарообразности земли, научились определять широту и рисовать
карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона врачебной
науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил
начало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали
арабские астрономы - их главной задачей было научиться определять,
в какой стороне находится Мекка - именно в эту сторону должны
были склоняться правоверные при молитве. Самым знаменитым арабским
астрономом был ал-Хорезми, известный европейским переводчикам
как Алгорисмус - от его имени происходит слово “алгоритм”. Ал-Хорезми
позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали
от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими. Однако
главным занятием арабских мудрецов были поиски эликсира жизни
и философского камня, который позволял превращать ртуть в золото.
Постепенно науки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний
издавна сохранялись в монастырях, где монахи переписывали старые
книги и учили молодых послушников латинской грамоте, чтобы они
могли читать святую Библию. В те времена латынь была единственным
письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно было научиться
латыни: сначала выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоить
азбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению
и немного - счёту, в этом и заключалось тогдашнее образование.
Грамотные люди, само собой, считались монахами, их называли клириками,
они носили тонзуру и пользовались большим уважением, клирик мог
стать священником или писцом у графа - если только вёл достойную
монаха жизнь, то есть не вступал в брак. С давних времён учёные
монахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних
знаний и составляли обширные манускрипты, повествующие о житиях
святых, магических свойствах чисел и немного - о медицине или
географии. В VII веке Исидор Севильский написал двадцать томов
“Этимологии”, а столетием позже Беда Достопочтенный составил обширную
“Церковную историю Англии”.
Император Карл Великий в подражание древним создал свою Академию
– но это был всего лишь маленький кружок ученых монахов, здесь
сочиняли латинские стихи и вели летописи. Из этих летописей видно,
что тогдашние грамотеи представляли землю плоской, в виде огромного
диска, окружённого океаном. Край земли терялся во мраке и был
населён чудными племенами - одноногими людьми и людьми-волками.
Легенда говорит, что в X веке молодой монах Герберт отправился
в поисках знаний в Испанию; он учился “запретным наукам” у одного
арабского мудреца, а потом соблазнил его дочь и с её помощью похитил
тайные книги. В этих книгах было написано, что земля имеет форму
шара, что числа можно записывать с помощью особых значков-цифр,
и ещё многое другое. Впоследствии монах Герберт рассказывал обо
всем этом людям и за свою учёность был избран папой под именем
Сильвестра II - но мрак невежества был столь густым, что слушатели
Герберта мало что поняли из его рассказов, и франки по-прежнему
считали землю плоской.
Мусульманская Испания была для европейцев ближе, чем Константинополь,
поэтому они ездили в Испанию, где учились у арабов тому, что те
позаимствовали у греков. После того, как христиане отвоевали у
мусульман столицу Испании Толедо, им достались богатые библиотеки
с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймунду призвал
учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и еврейскими
мудрецами перевели эти книги - среди них был медицинский трактат
Ибн Сины (Авиценны), философские манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса),
алхимические штудии Ибн Хайана (Гебера), а также арабские переводы
Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея. В Испании европейцы познакомились
с бумагой, магнитной иглой, механическими часами, перегонным кубом
для получения алкоголя. Труды переводчиков продолжались в течение
всего XII столетия, и всё это время грамотеи Европы тянулись в
Испанию за новыми книгами. Учёных подталкивало нетерпение их учеников
- ведь в XII веке в Европе открылась тяга к знаниям, выросли торговые
города, и купцы не могли обойтись без образования. В городах появились
“общие школы”, доступные не только для монахов; в этих школах
преподавали “семь свободных искусств”, распадавшихся на “тривиум”
и “квадриум”. “Тривиум” - это были “грамматика”, “риторика” и
“диалектика”, а “квадриум” состоял из “арифметики”, “астрономии”,
“музыки” и “геометрии”, причём “астрономия” в действительности
была астрологией, а “геометрия” - географией. В арифметике большую
часть курса занимало истолкование тайного смысла цифр, а вершиной
премудрости считалось деление многозначных чисел. Под риторикой
разумелось искусство составлять письма, грамоты и юридические
документы - это была очень важная для горожан наука, которая со
временем легла в основу всего высшего образования.
Нужно сказать, что в эпоху господства варваров не существовало
права и законов в том смысле, как мы их понимаем теперь. У варваров
были свои варварские «правды», сборники законов, но главным законом
был «божий суд» – судебный поединок на мечах. Кто побеждал – тот
и был прав. Купцы, которые не хотели сражаться на мечах, пользовались
законами погибшей Римской империи, сохранившимися отрывками кодекса,
составленного когда-то императором Юстинианом.
В конце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс
законов и основал первую юридическую школу. Со временем эта школа
разрослась, в Болонью стали приезжать тысячи учащихся со всей
Европы, и в конце XII века школа Ирнерия превратилась в “университет”
- учёную “корпорацию”, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами
и учениками-студентами. Как у всех цехов, у университета было
своё знамя, свой устав, своя казна и свой старшина-ректор. Звание
магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда
нового “мастера” облекали в мантию и вручали ему кольцо и книгу
- символ науки. Римские папы поддерживали уважение к учёному цеху
и наделяли докторов бенефициями - доходами от церковного имущества;
они строили и общежития для бедных студентов, “коллегии”; позднее
доктора стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом,
появились новые учебные заведения - колледжи. В университете было
четыре факультета, один из них, “артистический”, считался подготовительным:
это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободных искусств”.
Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали
учёбу на старших факультетах - юридическом, медицинском и богословском.
Юристы и медики учились пять лет, а богословы - пятнадцать; их
было совсем мало, и по большей части это были монахи, посвятившие
свою жизнь богу.
Появление университета принесло Болонье почёт и немалые выгоды,
поэтому вскоре и другие города принялись заводить высшие школы
по болонскому образцу. В середине XIII века в Италии было 8 университетов.
Самым знаменитым университетом Англии был университет в Оксфорде,
где в XIII веке преподавал знаменитый астролог и алхимик Роджер
Бэкон.
Бэкон жил в башне, на вершине которой ночами проводил свои наблюдения,
что-то измерял и чертил с помощью странных приборов - его считали
колдуном и суеверно боялись. Он составил трактат, в котором в
нарочито туманных, понятных лишь посвящённым, фразах писал о секрете
пороха и увеличительных стёкол; он учил определять местонахождение
с помощью широты и долготы. Бэкон писал также о том, что в будущем
появятся машины, которые будут возить людей и машины, которые
будут летать по небу – трудно сказать, как в те времена могли
прийти в голову такие мысли. В конце концов, Бэкона обвинили в
колдовстве и заточили в тюрьму, откуда он вышел лишь незадолго
до смерти.
С точки зрения развития техники основным достижением средних веков
стало использование лошади. Средние века были эпохой, когда лошадь
стала первым помощником человека; жизнь европейского крестьянина
стала немыслимой без лошади. Изобретение стремени привело к широкому
распространению верховой езды. Появление хомута позволило использовать
лошадь на пашне - ведь раньше пахали на быках. Запряженные лошадьми
телеги и кареты стали главным средством транспорта. Из других
достижений нужно отметить распространение водяных и ветряных мельниц
– хотя мельницы появились еще в древнем Риме, их широкое применение
относится именно к средним векам.
Средние века были временем господства кавалерии. В XIII веке в
руках кочевников вновь оказалось новое оружие – это, был монгольский
лук, “саадак”, стрела из которого за 300 шагов пробивала любой
доспех. Это была сложная машина убийства, склеенная из трех слоев
дерева, вареных жил и кости и для защиты от сырости обмотанная
сухожилиями; склеивание производилось под прессом, а просушка
продолжалась несколько лет – секрет изготовления этих луков хранился
в тайне. Для натяжения монгольского лука требовалось усилие не
менее 75 кг – вдвое больше, чем у современных спортивных луков
и больше чем у знаменитых английских луков – тех, которые погубили
французское рыцарство в битвах при Креси и Пуатье. Саадак не уступал
по мощи мушкету, и все дело было в умении на скаку попасть в цель
– ведь луки не имели прицела и стрельба из них требовала многолетней
выучки.
Обладая таким всесокрушающим оружием, монголы не любили сражаться
врукопашную. «Вообще они не охотники до ручных схваток, - отмечал
известный историк С. М. Соловьев, - но стараются сперва перебить
и переранить как можно больше людей и лошадей стрелами, и потом
уже схватываются с ослабленным таким образом неприятелем. Классическим
примером такой тактики явилась битва с венграми на реке Сайо,
когда венгерская рыцарская армия так и не смогла навязать монголам
рукопашного боя и была расстреляна из луков во время шестидневного
отступления к Пешту.
Монгольский лук был фундаментальным открытием, которое породило
новую волну завоеваний. Монголы опустошили половину Евразии, разрушили
города и истребили большую часть населения. Развитие Китая, Ирана,
России было отброшено на столетия назад. Лишь Западной Европе
удалось избежать этого страшного нашествия – и с этого времени
Европа стала убежищем для наук и искусств.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net