*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Тема 3. Освоение
скотоводства
В настоящее время большинство специалистов считает,
что скотоводство появилось в одно время или немного позже, чем
земледелие. Имея излишки пищи, земледельцы получили возможность
вскармливать детенышей убитых на охоте животных – таким образом,
происходило постепенное одомашнивание. В IX-VIII тысячелетиях
до н. э. на Ближнем Востоке были одомашнены козы и овцы, несколько
позже – крупный рогатый скот. Расселяясь на новые территории,
земледельческие племена приносили с собой навыки комплексного
земледельческо-скотоводческого хозяйства; в IV-III до н. э. земледельческие
поселения распространились на обширные пространства северного
Причерноморья и Прикаспия. На этих степных просторах обитали дикие
лошади, тарпаны, которые вскоре были приручены населением этих
мест.
В Прикаспии и теперешнем Казахстане лишь немногие земли были доступны
для обработки мотыгой, и земледельцы селились на плодородных участках
в поймах немногочисленных рек. Однако окружающие степи представляли
собой изобильные пастбища, на которых паслись большие стада скота
– так что в хозяйстве местного населения явственно преобладало
скотоводство. На одном квадратном километре ковыльно-разнотравной
степи можно было прикормить 6-7 коней или быков, а для прокормления
одной семьи из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 голов
крупного скота, следовательно, плотность скотоводческого населения
в степи могла достигать 1,3 чел./км2.
Таким образом, плотность скотоводческого населения лишь ненамного
превосходит максимальную плотность для охотников и собирателей;
она в 5-10 раз меньше, чем у мотыжных земледельцев и в сотни раз
меньше, чем у земледельцев, использующих ирригацию. Экологическая
ниша скотоводов очень узка и перенаселение наступает достаточно
быстро. Пытаясь ввести в хозяйственный оборот удаленные пастбища,
жители степей постепенно перешли к яйлажному скотоводству, при
котором основное население оставалось в поселке, а пастухи вместе
со стадами уходили на все лето на дальние пастбища. Следующим
шагом в этом направлении стало кочевое скотоводство; жители степей
стали кочевать вместе со своими стадами.
Толчком к этим быстрым и коренным изменениям, произошедшим в VIII
веке до н. э., было новое фундаментальное открытие - создание
строгих удил. За созданием строгих удил последовало освоение всадничества:
наездничество перестало быть искусством немногих джигитов – оно
стало доступно всем, и все мужчины сели на коней. Кочевники Средней
Азии обычно зимовали в районах южнее Сыр-Дарьи, а летом перегоняли
свои стада за полторы-две тысячи километров на богатые пастбища
северного Казахстана (из-за сурового климата эти пастбища не могли
использоваться зимой). Кочевание помогло освоить северные степи
и горные луга, однако оно потребовало смены образа жизни. Кочевники
отказались от растительной пищи, они питались, главным образом,
молоком и молочными продуктами. Важнейшими изобретениями кочевников,
без которых была невозможной жизнь в степях, стали сыр и войлок.
С переходом к кочевому скотоводству резко изменился весь облик
степей. Исчезли многочисленные поселки, жизнь теперь проходила
в повозках, в постоянном движении людей вместе со стадами от одного
пастбища к другому. Женщины и дети ехали в поставленных на колеса
кибитках – но были племена, где на коней сели и женщины; греческий
историк Геродот передает, что у савроматов женщины “вместе с мужьями
и даже без них верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят
одинаковую одежду с мужчинами”. Археологи свидетельствуют, что
в могилы женщин – так же как в могилы мужчин – часто клали уздечку,
символ всадника. Образ жизни верхом на лошади заставлял удивляться
многих античных историков.
«Они словно приросли к своим коням… - писал римский историк Аммиан
Марцеллин о гуннах, - и часто сидя на них… занимаются своими обычными
занятиями. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей
и продажей, едят и пьют, и, склонившись на крутую шею коня, засыпают...
Когда приходится совещаться о серьезных делах, то и совещания
они ведут, сидя на конях».
Кочевничество позволило освоить новые пастбища, но плотность населения
в степи оставалась низкой. Экологическая ниша скотоводов была
очень узкой, и голод был постоянным явлением. Китайские хроники
пестрят сообщениями о голоде среди кочевников.
«В том же году в землях сюнну был голод, от него из каждого десятка
населения умерло 6-7 человек, а из каждого десятка скота пало
6-7 голов… Cюнну несколько лет страдали от засухи и саранчи, земля
на несколько тысяч ли лежала голая, люди и скот голодали и болели,
большинство из них умерли или пали… Был голод, вместо хлеба употребляли
растертые в порошок кости, свирепствовали повальные болезни, от
которых великое множество людей померло…».
Арабские писатели сообщают о частом голоде среди татар; имеются
сообщения о том, что в годы голода кочевники ели падаль, продавали
в рабство своих детей. Недостаток средств существования породил
обычай жертвоприношения стариков у массагетов; у некоторых племен
было принято умерщвлять вдов, грудных детей убивали и погребали
вместе с умершей матерью. В условиях полуголодного существования
бедуины Аравии зачастую убивали новорожденных девочек. По имеющимся
данным, средняя продолжительность жизни кочевников составляла
36-38 лет.
Образ жизни кочевников определялся не только ограниченностью ресурсов
кочевого хозяйства, но и его неустойчивостью. Экологические условия
степей были изменчивыми, благоприятные годы сменялись засухами
и джутами. В среднеазиатских степях джут случался раз в 7-11 лет;
снежный буран или гололед приводили к массовому падежу скота;
в иной год гибло больше половины поголовья. Гибель скота означала
страшный голод; кочевникам не оставалось ничего иного, как умирать
или идти в набег. “У нас ведутся постоянные войны, - говорил скиф
Токсарис у римского писателя Лукиана, - мы или сами нападаем на
других, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за
пастбищ…”. “У этих племен… все люди без различия – воины”, - говорил
об арабах Аммиан Марцеллин.
Вечная и всеобщая борьба в степи называлась у казахов “барымтой”.
“Казахские племена и роды постоянно враждовали между собой, -
писал историк С. Е. Толыбеков. – Каждый кочевой аул, заслышав
о приближении неприятеля, тотчас собирал свое имущество и, наспех
навьючив его на верблюдов, пускался наутек. Если угроза была велика,
то бросали даже юрту и стадо баранов, бежали, в чем были, угоняя
своих лошадей и верблюдов”.
Кочевники закалялись в борьбе со стихией и в постоянных столкновениях
друг с другом. В каждом роду имелся наездник, отличавшийся храбростью
и физической силой; постоянно проявляя себя в схватках, он постепенно
становился «батыром», «богатырем». Батыры возглавляли роды в сражениях,
они были главными героями казахского эпоса.
«Молодых и крепких уважают, - говорит китайский историк о гуннах,
- старых и слабых почитают мало… Сильные едят жирное и лучшее,
старики питаются после них… Кто в сражении отрубит голову неприятеля,
тот получает в награду кубок вина и все захваченное в добычу».
То же самое пишет Геродот об обычаях скифов: “Когда скиф убивает
первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою
воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает
долю добычи, а иначе – нет… Кожу с головы сдирают… Выделанной
кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает
к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше таких
кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем”. «Счастливыми
из них считаются те, кто умирает в бою, - говорит Аммиан Марцеллин
об аланах, - а те, кто доживают до старости, и умирают естественной
смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки
и трусы. Ничем они так не гордятся, как убийством человека, и
в виде славного трофея вешают на своих коней содранную с черепа
кожу убитых».
Культ войны находил проявление в поклонении мечу, Геродот сообщает
о поклонении мечу у скифов, Аммиан Марцеллин – у алан.
В бесконечных сражениях выживали лишь самые сильные и смелые –
таким образом, кочевники подвергались естественному отбору, закреплявшему
такие качества, как физическая сила, выносливость, агрессивность.
Древние и средневековые авторы неоднократно отмечали физическое
превосходство кочевников над жителями городов и сел. «Кипчаки
– народ крепкий, сильный, здоровый», - пишет Ибн Батута. “Они
так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной
ко вкусу человека пище; они питаются корнями трав и полусырым
мясом всякого скота”, - говорит Аммиан Марцеллин о гуннах. «Искусно
стреляют из лука с лошади, по природе люты, безжалостны…» - пишет
китайский историк о тюрках. Как в Китае, так и в мусульманских
государствах, жители степей считались лучшими воинами, и из них
набирались отборные воинские части.
Естественный отбор на силу, ловкость, выносливость дополнялся
воспитанием воинских качеств, начиная с раннего детства. «Мальчик,
как скоро сможет сидеть верхом на баране, стреляет из лука пташек
и зверьков и употребляет их в пищу», - говорит китайский историк
о воспитании у гуннов. У монголов и казахов 12-13-летние юноши
вместе со своими отцами ходили в набеги. В набегах принимали участие
и женщины; у савроматов “девушка не выходит замуж, пока не убьет
врага”, свидетельствует Геродот. По данным археологов, пятая часть
сарматских могил с оружием хранят останки женщин.
Войны между кочевыми племенами нередко приводили к объединению
Великой Степи и созданию кочевых империй. Единое государство клало
конец межплеменным войнам, но не снижало демографического давления
в степи. Если раньше в годы джута кочевники шли в набег на соседнее
племя, и численность населения снижалась за счет военных потерь,
то теперь единственным способом спасения от голода было объединение
сил степи и нашествие на земледельческие страны. Таким образом,
объединение кочевников порождало волну нашествий.
Нашествие приобретало особенно грозный характер, когда в руки
кочевников попадало новое оружие. Первым созданным кочевниками
Новым Оружием была запряженная парой коней легкая боевая колесница,
затем последовало освоение верховой стрельбы из лука, затем были
изобретены тяжелый лук, седло и стремя, позволившее использовать
саблю. Все эти фундаментальные открытия нарушали военное равновесие
между кочевниками и земледельцами – и на земледельческие цивилизации
обрушивалась волна нашествий непобедимых и жестоких завоевателей.
Завоевание приводило к созданию сословных обществ, в которых основная
масса населения, потомки побежденных земледельцев, эксплуатировалась
потомками завоевателей. В новом обществе кочевники составляли
военное «рыцарское» сословие, они делили завоеванную страну на
«феоды», возводили замки и порабощали крестьян. Поскольку в эпоху
до создания артиллерии нашествия кочевников происходили регулярно
с интервалами в одно-два-три столетия, то большинство обществ
того времени были «феодальными».
Необходимо также сказать несколько слов об экологическом аспекте
жизни кочевого общества. Постоянные войны в степи делали кочевников
прирожденными воинами-кавалеристами, сильными, отважными, выносливыми
и агрессивными – по своим физическим и психологическим характеристикам,
по образу жизни, кочевники были непохожи на крестьян-земледельцев.
Эти отличия были следствием обитания в другой экологической нише,
следствием адаптации к другим экологическим условиям. По законам
биологии обитание в другой экологической нише ведет к формированию
видовых различий, таким образом, можно предположить, что процесс
становления кочевничества являлся также началом выделения нового
вида людей (точно также, как земледельцы были новым видом по отношению
к охотникам). Таким образом, мы можем наблюдать, как фундаментальное
техническое открытие – изобретение суровых удил – привело к столь
резким переменам в жизни людей, что можно говорить о формировании
нового вида (или подвида) Homo sapiens.
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net