*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел. (495) 728 - 3241;
info@troek.net
Эстетика и этика
Эстетика , 1997. - С. 544.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1-я, вводная: О принципах построения современной эстетической
теории 11
1. К истории данного курса лекций. ........... 11
2. О философских основаниях эстетической науки 17
3. О принципах построения настоящего курса. ... 21
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ФИЛОСОФС КО-КУЛЬТУРОЛОГ
И Ч ЕС КИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКИ
Лекция 2-я: Эстетическое сознание, эстетическая мысль, эстетическая
теория, эстетическая наука 25
1. О содержании понятия "эстетика" .......... 25
2. Зарождение и становление эстетической мысли 27
3. Эстетика как философская наука. ........... 33
4. О типах и формах эстетической рефлексии .... 42
Лекция 3-я: Методологическая программа системно -синергетического
исследования 50
1. Общая характеристика системного мышления. . 50
2. Предметная (субстратно-структурная) плоскость системного исследования
................... 54
3. Исследование внешнего и внутреннего функционирования системы............
59
4. Историческая (генетически-прогностическая) плоскость системно-синергетического
исследования.... 61
Лекция 4-я: Философско-онтологические основания эстетической теории
67
1. О бытии и небытии...................... 67
2. Природа и общество в системе бытия ........ 70
3. Человек как системное единство природы и общества.......................
73
4. Культура как способ связи человека с природой и обществом.....
75
Лекция 5-я. Философско-антропологический контекст эстетической
теории 78
1. человек деятельный .......... 78
2. Практика и духовность в деятельности человека 80
3. Строение человеческой деятельности ........ 83
4. Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности.
.......... 91
Лекция 6-я: Философско-культурологический контекст эстетической
теории 95
1. Человек как творец культуры. .............. 95
2. Процессы опредмечивания и общения ....... 97
3. Предметное бытие культуры ............... 101
4. Процессы распредмечивания и общения...... 102
5. Человек как творение культуры, превращающееся в ее творца ....................
106
6. Место и функции философии и искусства в культуре ..........................
107
ЧАСТЬ ВТОРАЯ МИР ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Лекция 7-я: Эстетическое отношение 111
1. О происхождении эстетического чувства ...... 111
2. Эстетическое отношение как вид ценностного сознания.....................
117
3. Содержательная форма как носитель эстетической ценности ....................124
Лекция 8-я. Эстетическое отношение (продолжение) 130
1. Эстетическая ситуация ................... 130
2. Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения ...............
132
3. Эстетическое как соотношение реальности и идеала.....................
135
4. Эстетосфера культуры как аксиологическая система. ......................
139
Лекция 9-я: Анализ основных эстетических ценностей 146
1. Прекрасное и безобразное. ................ 146
2. Возвышенное и низменное ................ 154
3. Поэтическое и прозаическое ............... 161
Лекция 10-я: Анализ основных эстетических ценностей (продолжение)
168
1. Сущность трагического и его основные формы . 168
2. Комическое и его модификации ............ 175
3. Историческая динамика системы эстетических ценностей .............
180
Лекция 11-я: Эстетическая культура общества, ее строение и функционирование
185
1. Общая характеристика эстетической культуры. . 185
2. Эстетический вкус как инструмент культуры. . . 187
3. Роль эстетической установки в человеческой деятельности ..................
190
4. Эстетические ценности предметного бытия культуры ...................
192
5. Формирование эстетического сознания, эстетическое воспитание
и самовоспитание .......... 198
Лекция 12-я: Диалектика взаимоотношений эстетического и художественного
201
1. Краткое историографическое введение ....... 201
2. Взаимосвязь эстетического и художественного в деятельности
сознания .................... 203
3. Эстетический потенциал практической деятельности и художественная
деятельность .......... 205
4. Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования
личности ........... 209
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Лекция 13-я: Происхождение художественной деятельности: филогенез
и онтогенез 216
1. Зарождение художественного творчества в филогенезе ..............
216
2. Художественное и религиозное сознание в мифологическом контексте.
................ 222
3. Труд и художественное творчество. .......... 224
4. Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека........................
226
5. Зарождение художественной деятельности в онтогенезе ..................
232
Лекция 14-я: Самоопределение искусства в культуре 236
1. Исторический процесс автономизации художественной деятельности.......................
236
2. Диалектика устойчивого и изменчивого в истории искусства .....
241
3. Искусство в художественной культуре ........ 247
Лекция 15-я: Структура художественного удвоения бытия 251
1. Проблема предмета искусства .............. 251
2. Духовное содержание искусства: гносеологический аспект. ............
257
3. Духовное содержание искусства: аксиологический аспект. ..............
260
Лекция 16: Структура художественно-образного удвоения бытия (продолжение)
265
1. Система образов как внутренняя форма произведения искусства.........................
265
2. Материально-конструктивная грань художественной формы...........................
275
3. Знаково-коммуникативная грань художественной формы ...............
279
Лекция 17-я: Художественно-творческий процесс - произведение искусства
- художественное восприятие 283
1. О "биографическом подходе" к произведению искусства.
......... 283
2. Структура художественно-творческого процесса 285
3. Художественное произведение как органическая целостность. .
299
4. Психологическая структура восприятия художественного произведения
301
Лекция 18-я: Искусство как полифункциональная система 306
1. Функции искусства в его отношении к человеку 306
2. Функции искусства в его отношении к обществу 309
3. Функции искусства в его отношении к природе 311
4. Функции искусства в его отношении к культуре 312
5. Функция искусства в его отношении к собственным потребностям
........ 314
6. Динамика взаимоотношений функций искусства 315
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА
Лекция19-я: Исторический процесс образования современной системы
искусств 319
1. Два исторических корня художественного деятельности .................
319
2. Фольклор на "морфологической карте" художественной
культуры ..... 321
3. Выделение и развитие художественного производства ..................
322
4. Процесс дифференциации форм художественного творчества...........
326
5. Интегративные процессы в истории художественной культуры......
331
Лекция 20-я'. Система классов, семейств и видов искусства 336
1. Взаимоотношение искусств на уровне внешней формы. ....... 336
2. Взаимоотношение искусств на содержательном уровне............
341
3. Взаимоотношение искусства на уровне внутренней формы ...........
347
Лекция 21-я: Вид искусства как система родовых и жанровых модификаций
351
1. Род искусства как морфологическая категория . 351
2. Искусство слова как система родовых форм . . . 352
3. Родовая дифференциация в других видах искусства ........................
357
4. Основы жанровой дифференциации художественного творчества 367
ЧАСТЬ ПЯТАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Лекция 22-я: Общие закономерности художественно-исторического
процесса 377
1. Художник как субъект творчества ........... 377
2. Диалектика преходящего и непреходящего в истории искусства.........................
384
3. Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии ........
391
Лекция 23-я: Социокультурные детерминанты художественного развития
397
1. Материальная обусловленность историко-художественного процесса.
397
2. Общественное сознание и художественное творчество ..................
402
3.Социальные координаты художественной культуры- искусство и сословно-классовая
структура общества...... 406
4. Национальная структура общества и искусство . 412
Лекция 24-я: Относительная самостоятельность художественного развития
419
1. Внутренняя логика развития художественного познания...... 419
2. Идейная преемственность и влияния в историко- художественном
процессе ...... 422
3. Логика развития художественного мастерства . . 423
4. Относительная самостоятельность развития языков искусства .........425
5. Художественная культура как саморегулирующаяся система и неравномерность
развития видов, родов и жанров искусства .. 427
Лекция 25-я: Творческий метод, стиль, направление в историко-художественном
процессе 433
1. Творческий метод как категория историко-художественного процесса
433
2. Творческий метод и морфологическая структура искусства. .....
437
3. Творческий метод и художественное направление 439
4. Творческий метод и художественный стиль.... 442
Лекция 26-я: Зарождение художественной деятельности и эстетического
сознания 447
1. Методологическое введение. ............... 447
2. Генезис эстетической и художественной энергий культуры....
449
3. Эстетическая и художественная грани первобытной культуры.....
453
Лекция 27-я: Эволюция эстетического сознания и художественной
деятельности в истории традиционной культуры 460
1. Три пути выхода из первобытного состояния . . 460
2. Эстетический и художественный аспекты культуры феодального
общества. ................. 467
Лекция 28-я: Пути перехода от традиционной культуры к культуре
инновационно-креативной 476
1. Проблема Возрождения в истории культуры . . . 476
2. От Возрождения к Просвещению и проблема барокко ................
479
3. Становление критики как механизма самоуправления художественной
культуры креативного типа 485
Лекция 29-я: Эстетический и художественный аспекты культуры развитого
буржуазного общества 489
1. Антитеза "Романтизм / Позитивизм" в европейской культуре
XIX в. 489
2. Эстетические позиции и художественно-творческие принципы Романтизма.
............... 496
3. Эстетичесие установки Позитивизма и его влияние на художественную
практику ............ 498
4. Модернизм как крайняя форма инновационно-креативного типа культуры
. 501
Лекция 30-я: Начало нового переходного этапа в истории культуры
и проблема Постмодернизма 512
1. Дискуссия о Постмодернизме в социологии, культурологии и эстетике
.. 512
2. Становление новой цивилизации и его социо- культурные последствия
. 516
3. Постмодернизм как продолжение и отрицание Модернизма ..........
522
4. Универсальная диалогичность как принцип переходного этапа в
истории культуры на рубеже веков 532 - 536
Оглавление
*
ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*
тел.
(495) 728 - 3241; info@troek.net