Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Лекция 12. От ленинизма к сталинократии
Русская политология XX в., помимо большевизма, став­шего господствующей идеологией советского периода, охватывает еще и многие другие направления, преимуществен­но антикоммунистического, религиозно-консервативного толка, сложившиеся как в зарубежье, так и в СССР. В целом картина предстает в следующем виде:

Русская политология ХХ века


Все эмигрантские течения так или иначе были связаны с советским диссидентством; это была по существу единая и целостная оппозиция против «сталинократии», «большевизантства». Их объединяла одна общая черта - решитель­ное неприятие «октябрьского переворота», вера в постком­мунистическое возрождение России.

Рассмотрим прежде советскую политическую идеоло­гию. Ее разработка сопряжена с глубоким и качественным переосмыслением сущности ленинизма.

После смерти «вождя пролетариата» выявились три подхода к трактовке его учения.

Первый подход намечается в трудах Л.Д.Троцкого (1879-1940). Он берет во внимание ту часть идейного на­следия Ленина, которая рассматривает русскую революцию лишь как начальный этап развития общеевропейской ре­волюции. Согласно его воззрениям, победа российского пролетариата встретит организованную вражду со стороны мировой реакции. Поэтому ему не остается ничего другого, как связать судьбу своего политического господства с судь­бой социалистической революции на Западе. Это теория перманентной революции. Советская Россия должна вся­чески разрушать социальное равновесие в европейских ка­питалистических странах, чтобы там не заглохла револю­ционная энергия. В противном случае, в мире «восстано­вится новое капиталистическое равновесие с Америкой во главе, в качестве руководящей державы мира». Тогда меч­тать о наступлении европейской революции будет бессмыс­ленно, ибо Европа станет частью этого «нового восстанов­ленного капитализма». А это ставит под вопрос и суще­ствование социализма в самой России: «Социализму в от­сталой стране пришлось бы очень туго, если бы капита­лизм имел шансы не только прозябания, но и долголетнего развития производительных сил в передовых странах». Опору для своих взглядов Троцкий находит не только у Ленина, но и у классиков марксизма.

Совсем в другом свете представляется ленинизм Н.И.Бухарину (1888-1838). Он считает «признаком» со­ветской власти прежде всего «власть массовых организа­ций пролетариата и деревенской бедноты». Ссылаясь на слова Ленина о том, что пролетарская диктатура должна приучить даже каждую кухарку к управлению государ­ством, Бухарин отмечает: «Советская республика в сущно­сти есть громадная организация самих масс», т.е. народ­ное самоуправление. Соответственно он допускает различ­ные типы социализма, явно ослабляя при этом не только роль партии, но и диктатуры пролетариата вообще.

Ни один из этих подходов к ленинизму не приемлет И.В.Сталин (1879-1853). Ошибку «русских перманентников» он видит в том, что, они, настаивая на непрерывности революции, выражают недоверие к пролетариату капита­листических стран, в его способность сплотить вокруг себя трудящиеся массы и привести их к победе над буржуаз­ным классом. Это, на его взгляд, принципиальное отступ­ление от ленинского учения. Что касается «группы Буха­рина», то ее заблуждение состоит в признании идеи унич­тожения классов «путем потухания классовой борьбы и вра­стания капиталистов в социализм». Сталин, напротив, считает основным в ленинизме тезис о нарастании и обостре­нии классовой борьбы по мере построения социализма. Отсюда вытекает триединая задача «использования власти пролетариата»: во-первых, для подавления эксплуататоров и обороны страны, для укрепления связей с международ­ным пролетариатом и содействия победе революции во всех странах; во-вторых, для окончательного отрыва трудящих­ся и эксплуатируемых масс от буржуазии, вовлечения и государственного руководства ими в деле социалистичес­кого строительства; в-третьих, для организации социализма и уничтожения классов, «для перехода в общество без клас­сов, в общество без государства». Непосредственно дикта­туру пролетариата будет представлять « «диктатура » его аван­гарда, «диктатура его партии, как основной руководящей силы пролетариата». Таким образом, в сталинизме возоб­ладал крен на поддержку ткачевских элементов ленинизма, на развитие идеологии насилия и террора.

Сталинизм превращается в разновидность радикализированного псевдоэкономизма. Для него ничто в обществе не происходит «в результате преднамеренной, сознатель­ной деятельности людей, а стихийно, бессознательно, неза­висимо от воли людей». Ключ к изучению законов исто­рии - «не в головах людей, не во взглядах и идеях обще­ства», а в способе производства, экономике. Способ произ­водства охватывает производительные силы, т.е. орудия про­изводства, и производственные отношения, т.е. отношения людей в процессе производства материальных благ. Направ­ление общественных процессов зависит от состояния спосо­ба производства: «Каков способ производства у общества -таково в основном и само общество, таковы его идеи и тео­рии, политические взгляды и учреждения». Изменение Данного способа производства приводит к изменению и все­го общественного строя, без всякого наследования элемен­тов прежней общественной системы. Для каждого нового экономического базиса создается новая экономическая и идеологическая надстройка. Это затрудняет предвидение массами общественных результатов, и они, улучшая или создавая новые орудия производства, «не сознают, не по­нимают и не задумываются» над тем, какие последствия это может вызвать в будущем. В обыденной жизни люди добиваются всего лишь «какой-либо непосредственной, ося­зательной выгоды для себя». Но постепенно этот стихий­ный процесс развития производительных сил обостряет производственные отношения, конфликт рождает «новые общественные идеи, новые идеи организуют и мобилизуют массы, массы сплачиваются в новую политическую армию, создают новую революционную власть», которая и берет на себя инициативу сознательной борьбы за новые поряд­ки, эволюцию сменяет на революцию. Чтобы исключить разговоры о возможной демократии, Сталин недвусмыслен­но заявляет: в условиях диктатуры пролетариата, а следо­вательно, и диктатуры партии «демократии развернутой, полной демократии, очевидно, не будет». Государствен­ной формой диктатуры пролетариата станет советская власть, т.е. такой тип государства, который, в отличие от буржуазно-демократической, парламентарной формы, бу­дет приноровлен «не к задачам эксплуатации и угнетения трудящихся масс, а к задачам диктатуры пролетариата». Положение партии как «ядра» советской политической си­стемы закрепляется конституционно.

Сталинизм становится идеологией партократического тоталитаризма, целые десятилетия проводившего «социа­листический эксперимент» в СССР. Жертвами этого экспе­римента оказались многие и многие тысячи людей самых разных национальностей, безвинно, в рабском труде загуб­ленных в бесчисленных лагерях ГУЛАГа. Отечественная война 1941-1945 гг. на время ослабила репрессивную дея­тельность партийно-административного аппарата, но после победы над гитлеризмом колесо тоталитаризма завертелось в прежнем направлении, убивая инстинкт государственно­сти и патриотизма у советских «граждан». Им было отка­зано не только в национальной истории, но и даже в жела­нии принадлежать своей национальности: партия объявля­ет о возникновении в СССР новой исторической общности людей - советского народа. Параллельно раскручивается очередной виток русификации «инородцев», исподволь ожесточавшей окраины и ставившей их в оппозицию к «центру». «Политическая оттепель» 60-х гг. возрождает надежды на развитие социализма «с человеческим лицом», однако все ограничивается разоблачением «культа личнос­ти» Сталина, переставшего удовлетворять идеологию парток-ратии. Робость, половинчатость политических реформ в изоблии компенсируется «схоластическим теоретизирова­нием». 70-е гг. объявляются периодом «развитого социа­лизма», в котором классовая борьба «сменяется» противо­стоянием «неантагонистических противоречий». Советским людям обещается ближайшее построение коммунизма. Вся эта нацеленность на воплощение утопии, с одной стороны, ослабляет власть, отвлекает ее от реальных проблем и ре­шений, а с другой - радикализирует общественное созна­ние, рождает широкое движение интеллигентского дисси­дентства. Массовый характер принимает криминализация экономических отношений в форме скрытого развития ча­стнособственнических тенденций, десоветизации хозяй­ственно-управленческой системы. Таким образом, парток-ратия все более увязает в застое, теряя поддержку и веру со стороны масс. Необходим был лишь удобный момент, чтобы все рухнуло в одночасье. И когда это свершилось в 1991 г., народ остался безучастным зрителем крушения опо­стылевшего советского режима.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: