Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ
Главная
Рефераты на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ и оплата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное





Rambler's Top100


Заказ диплома Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
Заказать реферат, курсовую работу, дипломный проект, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Лекция 6. Царствование Александра I: либеральные начинания и консервативный слом.
Если Петр I открыл «окно в Европу», в которое так лов­ко вспорхнула ангальт-цербстская принцесса София, то Алек­сандр I вывел на ристалище Запада всю Россию, пройдя с победами до самого Берлина и Парижа. Многотысячная ар­мия, вернувшаяся обратно, не желала больше прежней жиз­ни: офицерство жаждало конституции, солдатская масса - отмены крепостного права, а все вместе - законности и по­рядка.

Либеральными настроениями был проникнут и сам император. Еще до восшествия на престол он с горечью признавался: «В наших делах царствует невероятный бес­порядок, грабят со всех сторон: все части управляются пло­хо, порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стре­мится только к расширению границ. Возможно ли для од­ного человека при таком ходе вещей управлять империей и тем более улучшить вкоренившиеся в нее злоупотребления. Это превосходит не только человека одаренного, подобно мне, обыкновенными способностями, но даже гения». Приняв скипетр, он не оставляет мысли о «совершенном прекраще­нии» своей власти, для чего рассчитывает созвать народное представительство и объявить свободную конституцию.

Действительно, уже первые указы императора отмече­ны печатью либеральных устремлений. Прежде всего, он возвращает на службу несколько тысяч отставленных Пав­лом I военных и чиновников. 4 марта 1801 г. снимается запрет на вывоз из России продуктов и товаров. Затем ос­вобождаются лица, сосланные в каторжные работы и со­стоящие под полицейским надзором по делам, производившимся в Тайной экспедиции. Среди 156 освобожденных был и Радищев.

1. «Негласный комитет».

Вокруг Александра I посте­пенно складывается кружок единомышленников, получив­ший название Негласного комитета. В него входят В.П.Ко­чубей, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов и др. Воспитан­ные на идеалах французской философии, они на своих за­седаниях обсуждали острейшие проблемы политического совершенствования России.

Сохранились записки Строганова, представленные им Александру I. Красноречиво само их название: «Опыт из­ложения системы, которой нужно следовать в реформе уп­равления империей», «Генеральный план», «Общий кодекс» и т.д. Автора в первую очередь заботит состояние прав собственности. Они, на его взгляд, недостаточно защище­ны государственным законом. Это открывает простор для произвола власти, действующей корыстно и бесконтроль­но. Для поправления ситуации необходимо ее разделение на исполнительную, судебную и надзирательную власти. Предполагалось и конституционное ограничение власти монарха. В его ведение переходила исполнительная власть. Он считался главой государства, имея право утверждать законы, назначать министров, объявлять войну и заклю­чать мир. Изменение политической системы должно было быть санкционировано Законодательным собранием, состав­ленным из представителей всех сословий - дворянства, ку­печества, духовенства и крестьянства. Ввиду данной цели предлагалось решить вопрос об отмене крепостного права и предоставлении крестьянам свободы и собственности.

Насколько далеко заходили планы Негласного комитета, видно из того, что Александр I, открывая 15 марта 1818 г. заседание сейма в Варшаве, обещал ввести в России кон­ституцию. Подготовку конституционного проекта он пору­чил Новосильцеву, занимавшему тогда пост императорско­го комиссара в Польше. Работа была выполнена быстро и в целом получила одобрение Александра I. Она имела назва­ние «Государственная уставная грамота Российской империи» и содержала пять глав. В первой главе провозглаша­лось федеративное устройство страны, разделенной на об­ласти (наместничества). Во второй главе устанавливались общие положения управления государством, в основном совпадавшие с идеями Строганова. Государю принадлежа­ла вся полнота исполнительной власти, законодательную же власть он разделял с государственным сеймом (думой) и сеймами наместничеств. Соответственно различались об­щие государственные законы и особые законы, предназна­ченные для наместничеств. Целесообразность подобного раз­деления законов обосновывалась принципами федерализ­ма, отвергнутого, кстати говоря, декабристом П.И.Песте­лем. Третья глава посвящалась правам граждан, прежде всего таким как судебная защита и неприкосновенность личности. Одна из статей гласила: «Никто не может быть взят под стражу, обвинен и лишен свободы, как только в тех случаях, законом определенных, и с соблюдением за­коном предписанных на сей конец правил... Никто не дол­жен быть наказан иначе, как в силу закона, поставленного и обнародованного до сделанного преступления, и по приго­вору того же суда, которому он принадлежит». В этой же главе провозглашалась свобода печати и неприкосновенность частной собственности. Четвертая глава особо касалась воп­роса о народном представительстве, обусловленном системой федеративного устройства государства. Проект Новосильце­ва предусматривал установление двухпалатных сеймов в наместничествах. Высшую палату образовывал департамент общеимперского сената, ведавший наместничеством, низшую - депутаты земского посольства, избираемые на местах и утверждаемые на свои должности государем. При этом кре­стьяне лишались избирательных прав, вплоть до освобожде­ния от крепостной зависимости. Аналогичным образом фор­мировалась и Государственная дума. Право выборности де­путатов низших палат должно было укрепить представитель­ное начало и ослабить диктат самодержавия. В данном же контексте в пятой главе декларировались независимость и несменяемость судей.

Проект Новосильцева получил известность не только в России, но и в Европе. В 1831 г. он был напечатан в Варшаве восставшими поляками тиражом в 2 тыс. экз. После подавления восстания большая часть тиража (1578 экз.) была доставлена в Москву и по распоряжению Николая I сожжена на территории Кремля. Тем не менее, ветер кон­ституционных идей освежил деспотическую атмосферу рос­сийской политической жизни, и уже ничто не могло уга­сить освободительные порывы русского общества.

2. М.М.Сперанский (1772-1839).

Близко по своим взгля­дам к Негласному комитету стоял и Сперанский, привле­ченный к законодательной деятельности Александром I в 1808 г. Результатом его упорных занятий становится об­ширное «Введение к уложению государственных законов», которое уже в октябре 1809 г. лежит на столе императора. В сопроводительном письме Сперанский формулирует «суще­ственные правила вводимого порядка»: во-первых, «не те­рять времени, но избегать торопливости», во-вторых, совер­шать преобразования так, чтобы «новые установления каза­лись возникающие из прежних» и, в-третьих, «иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей его силе, ежели бы, паче чаяния, встретились к новому ка­кие-либо непреоборимые препятствия». Осмотрительность и умеренность, никаких «шоковых» эффектов - таковы прин­ципы политического мышления русского реформатора.

По мнению Сперанского, существующая в России сис­тема самодержавной монархии находится в полном проти­воречии с «образом мыслей настоящего времени». Он раз­вертывает схему развития государственных форм, общую для всех цивилизованных стран: от первоначальной фео­дальной раздробленности к феодальному самодержавию, а затем к системе республик, под которыми Сперанский по­нимает конституционное государство. Эта система уже ус­тановилась в европейских державах, и к ней вплотную под­ходит Россия: «...государство наше стоит ныне во второй эпохе феодальной системы, т.е. в эпохе самодержавия, и, без сомнения, имеет прямое направление к свободе». Однако он не хочет повторения опыта Запада, где пролито столько крови для достижения политического прогресса. С его точки зрения, истинная политика состоит в том, чтобы двигаться вперед иначе, не народ, приспосабливая к прав­лению, но «правление к состоянию народа».

Вместе с тем сам народ неоднороден по своему составу. Сперанский разделяет население России на три «состоя­ния»: дворянство, «среднее состояние» и «народ рабочий». Все они должны обладать общими гражданскими правами, которые сводятся к следующему: а) никто не может быть наказан помимо решения суда; б) личная служба кому бы то ни было регламентируется только законом, а не произ­волом лица; в) неприкосновенность частной собственности; г) юридически оформленная система «вещественных пода­тей и повинностей».

Однако это не означает равенства сословий в политических правах. Здесь учитывалась специ­фика форм собственности. Помимо общего различения дви­жимой и недвижимой собственности, Сперанский разгра­ничивает недвижимую населенную собственность и недви­жимую ненаселенную собственность. Дворяне и средние со­словия (купцы, мещане) имели право на приобретение не­движимой собственности как населенной, так и ненаселен­ной, тогда как «народ рабочий», т.е. поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги могли приоб­ретать движимое и недвижимое имущество, за исключени­ем населенных земель. Это мотивировалось тем, что «соб­ственность населения предполагает... управление и, следо­вательно, знание законов правительства, коего нельзя дос­тигнуть без особенного к тому образования».9 Таким обра­зом, образование открывало доступ к недвижимой населен­ной собственности, а с ней вместе давало и политические права. Народ же рабочий, прежде всего крестьянство, по причине своей неграмотности и «рабства», доступа к поли­тическим правам не имел, ограничиваясь правами граж­данскими. (Разновидностью гражданских прав служат так называемые особенные права, которые Сперанский трактует как освобождение от общей обязательной государственной службы, с обяза­тельством вести службу в пределах «сословной» деятельности. На крестьян эти права также не распространялись.)

Впрочем, такое состояние дел Сперанский считал временным и надеялся, что «оно уничтожится, если приняты будут к тому действительные меры».

В разряд особого состояния, или «сословия» возводится структура государственной власти. Оценивая ее под углом зрения движения к свободе, Сперанский признает, что «прав­ление доселе самодержавное» необходимо «постановить и учредить на непременном законе». Но сделать это невозмож­но «если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его». Выход - только в разделении властей, при котором «одна власть будет действовать в образовании закона, а другая - в исполнение, а третья - в части суд­ной».

Сперанский пишет: «1) Законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное; 2) Сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности при­надлежали правительству; 3) Власть исполнительная долж­на быть вся исключительно вверена правительству; но по­елику власть сия распоряжениями своими под видом испол­нения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно поставить ее в ответствен­ности власти законодательной». Органом законодательной власти являлась Государственная дума, без согласия кото­рой не мог быть издан ни один закон. Она формировалась из депутатов, представленных от губернских дум, составляв­шихся в свою очередь из депутатов окружных дум; а эти последние состояли из депутатов волостных дум, избирав­шихся каждые три года из всех сословий, облеченных поли­тическими правами. Такую же иерархическую структуру имел судебный порядок: волостной, окружной и губернский суды. «Верховным судилищем для всей империи» объяв­лялся Сенат. Функции монарха сосредоточивались в сфере исполнительной власти, но с участием в законодательном процессе в качестве главного лица. При нем учреждался Государственный совет, ведению которого подлежало осу­ществление общего руководства государственной деятельно­стью и разработка законопроектов, вносимых в Государствен­ную думу. Окончательно законы вступали в силу лишь пос­ле утверждения верховной властью. При этом император решительно отделялся от судопроизводства.

Видимо, Сперанский сознавал, что предложенный им план государственных преобразований оказался более ра­дикальным, нежели это замысливалось Александром I. В свое оправдание он писал позднее из ссылки в Нижнем Новгороде: «Не я их (идеи об ограничении самодержавия.) предложил, я их нашел совершенно образовавши­мися в Вашем уме... основания их не должны быть оспари­ваемы». Увы, это было обычное (и часто трагическое по последствиям) заблуждение царедворца - мнить о способ­ности разгадывать тайные помыслы монарха.

Как показали события, Александр I, призывая к себе Сперанского, скорее всего рассчитывал получить от него предложения по упорядочению властной вертикали. Поэто­му в представленном им проекте его привлекла только идея Государственного совета, которую он на свой лад и претво­рил в жизнь. В царском манифесте от 1 января 1810 г. Госу­дарственный совет принимает на себя все основные функ­ции Государственной думы, а именно рассмотрение и при­нятие законов. Александр I не пошел на ограничение само­державной власти всесословным представительным органом, каким должна была стать Государственная дума. Эпоха пра­вительственного либерализма уходит в прошлое, сменяя со­бой наступление официального консерватизма и реакции.

3. Н.М.Карамзин (1766-1826).

Наметившаяся в начале 20-х гг. XIX в. консерватизация российской политики при­водит постепенно и к изменению состава царского окруже­ния: «пионеров либеральных идей», группировавшихся вокруг Сперанского, сменяют, по выражению тогдашнего публициста, «правоверные» — «сторонники древних обычаев деспотического правления и фанатизма». Рупором последних становится Карамзин, официальный историог­раф, создатель 12-томной «Истории государства российс­кого». Он с резкой критикой обрушивается на проекты Спе­ранского, объявляя их «ложными» и «опасными». Карам­зин пользуется благосклонной поддержкой великой кня­гини Екатерины Павловны, младшей сестры Александра I. По ее просьбе им была написана «Записка о древней и но­вой России в ее политическом и гражданском отношени­ях» (1810), провозглашавшая незыблемость самодержав­ной системы. В 1811 г. с ней знакомится и сам Александр I. В это же время он сближается с Ж. де Местром, завсегда­таем салона М.А.Нарышкиной, гражданской жены импе­ратора. Вскоре он становится его ближайшим советником, и не только выполняет его конфиденциальные поручения, но и редактирует документы, выходящие из-под монаршего пера. Влияние Местра привело и к отставке Сперанского.

Остановимся прежде на воззрениях Карамзина. Автор «Записки», третируя Сперанского, утверждает, что состав­ленный им проект Уложения - всего лишь «перевод Наполеонова Кодекса». «Какое изумление для россиян! - патети­чески восклицает Карамзин. - Какая пища для злословия! Благодаря Всевышнего, мы еще не подпали железному ски­петру сего завоевателя, - у нас еще не Вестфалия, не Италь­янское королевство, не Варшавское герцогство, где Кодекс Наполеонов, со слезами переведенный, служит Уставом граж­данским. Для того ли существует Россия, как сильное госу­дарство, около тысячи лет? Для того ли около ста лет тру­димся над сочинением своего полного Уложения, чтобы тор­жественно пред лицом Европы признаться глупцами и под­сунуть седую нашу голову под книжку, слепленную в Пари­же 6-ю или 7-ю экс-авдокатами и экс-якобинцами?». Да и что другого, кроме «подражания», иронизирует он, наме­кая на «канцелярскую» карьеру Сперанского, можно ожи­дать от «законодателя», который славится «наукою письмо­водства более, нежели наукою государственною». Полити­ческой «незрелостью» он признает саму мысль об ограничении самодержавной власти. Так, приведя тезис Сперанского о праве любого министра отказываться скреплять своей под­писью указ императора, если он расходится с его «мысля­ми», Карамзин с негодованием вопрошает: «Следственно, в государстве самодержавном министр имеет законное право объявить публике, что выходящий указ, по его мнению, вреден?». Для него подобная практика равносильна толч­ку, приводящему к распадению российской государственно­сти. Ограничить самодержавие – значит, лишить ее будущ­ности. Отсюда политическое кредо Карамзина: «Самодержа­вие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья...». А потому от законодателя он требует «более мудрости хранительной, нежели творческой». «Самодер­жавие основало и воскресило Россию», - такова историчес­кая истина. Прошлое же подтверждает и другое: стоит лишь изменить ее «Государственный Устав», она тотчас гибнет, распадаясь на «многие и разные» части.

Карамзин вовсе не закрывает глаза на недостатки са­модержавного правления, однако относит их к личности монарха, а не к сущности монархической системы. На его взгляд, «зло» самодержавию наносили и Петр I, и Екате­рина II чрезмерно увлекаясь «подражанием» Западу. Осо­бенно он недоволен Павлом, который «считал нас не под­данными, а рабами» и «легкомысленно истреблял долго­временные плоды государственной мудрости », «Неудоволь­ствие» вызывают у него и «постановления Александрова царствования»: они «потрясают основу империи», делают «сомнительным» ее будущее.22 Лишь укрепляя самодер­жавие, можно достичь могущества России. Это и была цель Карамзина. С именем историка связано становление тра­диции русского политического консерватизма.

4. Заметное влияние на укрепление русского консерва­тизма оказал и Ж. де Местр (1754-1821), титулярный пред­ставитель сардинского короля при императорском дворе в Пе­тербурге. Плодовитейший автор, он с редкой настойчивостью проводит идеи, которые, говоря словами В.С.Соловьева, на полвека предваряли «худшие крайности дарвинизма».В своей политической теории он исходит из того, что все так называемые «естественные гражданские права», а именно свобода, равенство, братство суть лишь утопии, кои не существуют в действительности. Нигде в мире невоз­можно встретить применение «либерального и гуманного закона справедливости». «В общей экономии природы, -заявляет Местр, - одни существа неизбежно живут и пита­ются другими. Основное условие всякой жизни - то, что высшие и более сильные организмы поглощают низшие и слабые». То же наблюдается и в отношениях между госу­дарствами. Поэтому каждое из них в интересах самосохра­нения должно «блюсти свое единство и целость», тщатель­но избегая всего того, что способно ввергнуть его в пучину бедствий и испытаний. Первейшим фактором в достиже­нии этой цели служит умение «руководиться одной разум­ной волей, следовать одной традиционной мысли». Только так достигается господство одних наций над другими, при­чем не обязательно только политическими средствами. К примеру, господство Франции над остальной Европой, по мнению Местра, достигается «двумя орудиями» - языком и прозелитизмом, стремлением непременно обратить в свою веру других. «Мощь, я чуть было не сказал монархическая власть, французского языка, - пишет он, - очевидна: в край­нем случае, можно лишь притвориться сомневающимся. Что же касается духа прозелитизма, то он знаком как солнце: от торговки модными нарядами до философа - у всех это выда­ющаяся черта национального характера». Своим существо­ванием он обязан католической церкви, обладающей каче­ствами, соответствующими человеческой натуре: доблестью, образованностью, благородством и богатством.

Совсем в другом свете рисовалась Местру Россия. В своих записках и «письмах», предназначавшихся для Александ­ра I, он доказывает, что православие, в отличие от католи­цизма, никогда не представляло собой «охраняющей и за­щищающей силы», оттого оно и не влияло на «нравствен­ное возрастание» народа. Русские еще не перешли грань, отделяющую варварство от цивилизации. Они невежественны и не сознают пользы научного образования. Этим обус­ловлен раскол общества, вызванный реформами Петра I. Местр упрекает царя за насаждение европеизма. Продол­жением той же ошибочной политики он считает учрежде­ние российских университетов, совпавшее по времени с на­чальным периодом царствования Александра I. Он пугает власти тем, что университеты станут разносчиками «разру­шительной философии» XVIII в. и расплодят новых «Пуга­чевых», ничего не дав для славы и возвышения России.

Между тем, продолжает Местр, «русские могут быть первой нацией в свете, даже не имея никакого таланта к наукам». Ведь сумели же римляне «недурно» показать себя всему миру, ничего не смысля «ни в искусствах, ни тем паче в математике». «...Ибо первая нация, - пишет он, - есть, несомненно, та, которая счастливее всех в своем отече­стве и страшнее для всех других народов». Относительно первого пункта Местр выражает согласие, что счастье наро­да неотделимо от свободы, но свобода, на его взгляд, никог­да не достигается с помощью революций, а «всегда была даром королей». Зато по второму пункту он высказывает­ся с полной определенностью: Россия – это, прежде всего, «военная нация», и ее господство в мире зависит от того, насколько правящая государством власть спаяна с «духом народа», с «одушевляющим» его чувством патриотизма.

Только опора на народный патриотизм легитимирует власть, придает ей монархический характер, избавляя от необходимости составлять «общечеловеческие конституции» и прочие правовые «фикции». Местр убежден, что всякая конституция есть всего лишь «лоскут бумаги» и «не имеет престижа и власти над людьми». «Она слишком известна, слишком ясна, на ней нет печати помазания, а люди уважа­ют и повинуются активно в глубине сердца только тому, что сокровенно, таким темным и могучим силам, как нравы, обычаи, идеи, господствующие над нами без нашего ведома и согласия». К таким темным и могучим силам относится и патриотизм — колыбель одновластия, монархии.

В общем итоге суть деместрианства сводится к следующему: государство усиливается не просвещением народа, а соот­ветствием его глубинным традициям и обычаям - духу наро­да. Это не договор власти с обществом, а выражение единя­щей воли нации, которая воплощается в личности монарха. Перед нами фактически зародыш теории официальной на­родности, ставшей идеологией посталександровской эпохи.

Оглавление

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: