Дипломы на заказ, курсовые на заказ, рефераты на заказ

Реферат, курсовой проект, дипломная работа, эссе, сочинение, контрольная, аналитическая справка на заказ

Главная
Диплом на заказ
Курсовая на заказ
Реферат на заказ
Типы работ
Предметы и темы
Гарантии
Цены
Заказ диплома
Заказ курсовой
Заказ реферата
В помощь студенту
Партнерство и реклама
ВУЗы Москвы
Вакансии
Разное
Как заказать диплом?
Реферат или курсовая?
Диплом срочно
Банк рефератов?
Лучшие дипломные





Rambler's Top100


Заказ заказать диплом по психологии с практикой  заказать реферат заказать курсовую заказать  диплом практический эссе сочинений контрольных аналитических справок на заказ отзыв рецензия реферат курсовая контрольная отчет практика бизнес-план предприятие экономика право на заказ
Заказ диплома  по  сексологии статьи  сексология Заказ курсовой Заказ реферата Заказать диплом курсовой проект дипломнаую работу, эссе, сочинение на заказ
  Заказать реферат, практическую курсовую работу, дипломный проект по психологии с практикой, эссе, сочинение, контрольную работу, аналитическую справку, отчет по практике бизнес-план предприятия экономика право
 

сексология на заказ заказ диплома заказать диплом курсовую

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

Профилактика сексуальных дисфункций и девиаций. Проблемы сексуального просвещения
Основные принципы профилактики

В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман (1997) предложили рассматривать психологическую профилактику расстройств сексуального здоровья в виде трех звеньев:

— первичная профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих поддержанию сексуального здоровья и на предупреждение неблагоприятных воздействий социальных, психологических, социально-психологических и биологических факторов, способных привести к расстройству сексуального здоровья;

— вторичная профилактика предусматривает своевременное и раннее выявление нарушений сексуального здоровья и их предупреждение;

—третичная профилактика направлена на выздоровление, предупреждение декомпенсаций, обострений, прогрессирования болезни или ее перехода в более тяжелое заболевание.

Специфика системы психологической профилактики сексуальных дисфункций и девиаций предопределяет ее проведение в три этапа:

1. Профилактика нарушений соматополового развития и соматических заболеваний. Начинается с психопрофилактики нарушений беременности матери как залога нормального развития плода, правильной половой дифференциации мозга и соответствующего соматополового развития.

2. Профилактика нарушений психосексуального развития и психических заболеваний. Реализуется путем научно обоснованного сексуального воспитания, обучения и просвещения. Залог гармоничного психосексуального развития — правильное осознание ребенком своей половой принадлежности, полоролевого поведения и психосексуальной ориентации.

3. Профилактика сексуальной дисгармонии в паре. Состоит первым делом в повышении уровня психологической, социально-психологической и сексуально-поведенческой адаптации партнеров и в целом — уровня их сексуальной культуры. Неосведомленность в области психогигиены половой жизни может приводить к неправильному сексуальному поведению, невротической фиксации и развитию сексуальной дисфункции.

Воспитание, обучение, просвещение
В качестве основных методологических положений, обеспечивающих единство подходов лечебной практики и принципов полового воспитания и просвещения, можно выделить следующие:

1. Сексуальность, понимаемая существенно шире основывающегося на инстинкте полового влечения, начинает развиваться и проявляться гораздо ранее пубертатного периода в развитии организма.

2. Проявления всех стадий развития сексуальности являются совершенно нормальными, не должны ни в коем случае блокироваться или порицаться. Юношеская мастурбация носит временный характер и не имеет никакого отношения к патологии.

3. Вопреки традиционному представлению о том, что сексуальные возможности мужчины находятся в прямой зависимости от таких понятий, как "общее истощение" организма, выяснилось, что интенсивность половой жизни — фактор относительно устойчивый на протяжении большей части его жизни, причем уровень сексуальной активности зависит от типа половой конституции.

4. Положительным фактором сохранения достаточной потенции взрослого мужчины является не половое воздержание, а регулярность половой жизни — так называемый условно-физиологический ритм половой активности.

5. Инволюция сексуальной функции у мужчин и женщин часто в большей мере обусловлена психологическими факторами (монотонность супружеской жизни, общая усталость, страх возможной неудачи, невнимание со стороны партнера в супружеской паре и т.д.), чем физиологическими. Наступление преклонных лет побуждает многих людей прекращать половую активность. Эта психологическая установка далее вызывает конкретные физиологические последствия, ведущие к окончательному прекращению половой жизни.

6. Все психофизиологические процессы прямо или косвенно связаны с социально-психологическими условиями жизни и уровнем культуры человека, поэтому оценивать индивидуальные проявления и различия можно только после того, как выяснены социально-групповые модели поведения.

7. Объектом исследования и лечебной помощи является не столько сам пациент, сколько специфика взаимодействия в партнерской паре.

8. Сексуальная дисгармония в паре является преимущественно отражением межличностных нарушений; дисгармония вследствие особенностей строения и размеров гениталий имеет место казуистически редко.

9. Профилактика сексуальных нарушений предполагает систему полового воспитания и просвещения, охватывающую практически все слои общества.

Д. Хант (1974) выяснил, что явилось основным источником сексуальной информации для американских мужчин и женщин. На первом месте оказались друзья, на третьем — родители. 2/3 мужчин и 4/5 женщин сообщали, что их отцы никогда не затрагивали в разговорах с ними эту тему. 3/4 мужчин и 1/2 женщин сообщили то же самое о своих матерях. Только 9% мужчин считали, что почерпнули в свое время какую-то информацию из бесед с отцами; матерей в качестве источника информации не указал почти никто.

Представляется, что сексуальное воспитание и просвещение могут быть адекватны при условии трехуровневого подхода (Л. М. Щеглов, 1989).

Первый уровень предполагает просвещение и воспитание учителей. Именно они не только обучают детей и подростков, но и дают определенные оценки их поведению, знаниям, навыкам. Если сами учителя не имеют достаточной грамотности в сфере сексологии, если не существует скоординированной системы оценок, вряд ли можно ожидать большого эффекта от просвещения детей.

Второй уровень ставит задачей просвещение родителей, т.е. фактически всех взрослых. Характер информа­ции, которой владеют и взрослый, и ребенок, должен быть одинаковым, иначе трудно избежать конфликтов и проблем. Именно взрослые (в первую очередь — родители и учителя) обеспечивают благоприятный фон для сексуального просвещения детей.

Третий уровень предполагает собственно воспитание и просвещение детей и подростков при условии решения проблем первого и второго уровней.

И. С. Кон (1990) считает, что проводимое профессионалами сексуальное просвещение позволяет добиться следующего:

1. Дети и подростки, прошедшие систематический курс сексуального просвещения, больше знают о сексе и их знания более достоверны.

2. Эти знания облегчают им разрешение возникающих трудностей психосексуального развития.

3. Знания облегчают им понимание особенностей других людей и воспитывают терпимость к чужим взглядам и поведению, что весьма ценно как в личном, так и в общественном плане.

4. Сексуальное просвещение и воспитание снижают количество подростковых беременностей и абортов.

Сексуальное воспитание, обучение и просвещение могут обеспечить более открытые и честные отношения мужчин и женщин, что, в свою очередь, приведет к ослаблению сексуальной агрессии, развенчанию многих легенд и мифов о сексе и расшатыванию примитивных стереотипов, сложившихся в этой сфере человеческого бытия.

Брак и семья


История брака
Существуют различные гипотезы относительно эволюции форм брака в истории человечества. Отсчет обычно ведется с периода промискуитета (промисквитета), который характеризовался неупорядоченными и неструктурированными половыми контактами. Следующим этапом, предваряющим семейные отношения, историки считают период полигамии, когда один индивид имел более или менее устойчивые отношения, в том числе и сексуальные, со многими лицами другого пола (для муж­чин — полигиния, для женщин — полиандрия).

Самым древним и универсальным запретом, налагаемым культурой на проявления сексуальности, является правило экзогамии, т. е. запрет на инцест (брак и сексу­альные отношения между кровными родственниками). В возникновении правила экзогамии одни исследователи считают определяющим генетический фактор, т. е. осоз­нание человеком зависимости сексуальных контактов между родственниками и увеличением количества уродств и генетических дефектов новорожденных от этих связей. Другие исследователи более склонны считать пер­вопричиной экзогамии психологические факторы, про­являющиеся в том, что длительное совместное прожива­ние кровных родственников редуцирует у них сексуаль­ный интерес друг к другу.

И, наконец, третья группа исследователей настаивает на приоритете социальных факторов, которые выража­ются в том, что основой для строительства цивилизован­ного общества должны были стать относительно упоря­доченные и регламентированные сексуальные отношения между его членами. Многие исследователи отдельно выделяют появление частной собственности, как факто­ра кристаллизации семьи.

Брак в античном обществе был моногамным, харак­терной чертой древнегреческой и древнеримской семей являлось законодательно зафиксированное господство мужчины. Платон утверждал, что даже в те далекие вре­мена, когда не существовало ни письменности, ни госу­дарства, семья уже была патриархальной. В качестве до­казательства Платон ссылался на приведенное в "Одиссее" Описание образа жизни легендарного племени киклопов:

Нет между ними ни сходбищ народных, Ни общих советов;

В темных пещерах они Иль на горных вершинах высоких Вольно живут; над женой и детьми Безотчетно там каждый властвует, Зная себя одного, о других не заботясь.

Семья, в которой властвует мужчина, выступает у Пла­тона как исходная ячейка общества. В то же время в своих проектах идеального государства Платон предлагал вве­дение общности жен, детей и имущества. Аристотель, под­вергая критике это положение Платона, аргументировал необходимость сохранения патриархального устройства семьи. Именно патриархальность первым делом характе­ризовала средневековую семью. Это ее качество более все­го соответствовало основным постулатам феодализма и абсолютизма. И в настоящее время многие исследователи считают патриархальность цементирующей основой семьи.

Издавна известен и феномен безбрачия, получивший название "целибат". В древности обет безбрачия давали жрецы, маги, священнослужители. Особенно большое распространение этот феномен получил в Античности: так, в Греции он предписывался жрецам храмов богини пло­дородия Деметры и знаменитого своим оракулом храма Аполлона в Дельфах; в Риме жрицы храма Весты (вестал­ки) давали клятву в сохранении девственности. В культуре индейцев Северной Америки (до ее открытия Колум­бом) безбрачие считалось обязательным для "жен" (жриц) бога Солнца.

В исламе, так же как и в иудаизме, безбрачие было ред­костью, поскольку религиозные предписания его не тре­бовали, в то время как индуизм поощрял эту форму аскетизма:

человек, давший обет безбрачия, пользовался особым по­читанием и уважением окружающих. Ламаизм устанавли­вал безбрачие только для священников самых высоких рангов.

Христианство в целом приветствовало жизнь в без­брачии. В первую очередь это касалось монашества, кото­рое как символ святости, должно было жить вне плотских утех. В отношении же священнослужителей разные направ­ления христианства демонстрируют различия в подходах. Так, в православной церкви обязательное безбрачие пред­писывалось только монахам, монахиням и священнослужи­телям высших рангов (от епископа и выше). Рядовые свя­щенники могли (и даже обязаны были) создавать семьи.

Лютеранский собор в 1139 году узаконил безбрачие для всех католических священников. Протестантизм, зародив­шийся в Западной Европе в XVI веке, отменил это прави­ло: идейные вожди Реформации М. Лютер и Ж. Кальвин состояли в браке.

Ситуация сегодня. Новые ценности брачного союза

В 80-е годы нашего столетия западными учеными были зафиксированы отчетливые и мощные изменения семейно-брачного института. Эти процессы наблюдались и в России (А. Г. Харчев, 1979; С. И. Голод, 1984; Л. Я. Гозман, 1897 и др.). Динамика преобразований, происходящих в современной семье, достаточно широка: это — переход от немалопоколенной семьи и к (одно-) двухпоколенной, снижение рождаемости и повсеместный рост числа разводов; увеличение социально-психологической дезадаптации супругов и дисгармонии семейных отношений, из­менение семейных ценностей и снижение педагогической значимости семьи. Усиливается неготовность молодежи к браку во всех его сферах — социально-психологичес­кой, материально-бытовой, сексуальной и др.

Исследования мотивов вступления в брак, проведенные в СССР в 60—70-е годы (А. Г. Харчев, 1979), выявили, что любовь явилась главным мотивом вступления в брак в 85—90% всех брачных союзов. Л. Я. Гозман (1987) опи­сывает две основные модели любви. Первая, "пес­симистическая" модель определяется зависимостью инди­вида от объекта любви и связью любви с отрицательными эмоциями (страх потери любви со стороны объекта люб­ви, страх утраты любимого человека). Такая модель люб­ви делает человека зависимым, поддерживает в нем по­стоянный уровень тревоги, тормозит его личностное раз­витие, а при крайней выраженности она может определять невротизацию личности. Подобный брак чаще всего пре­вращает истинное супружеское сотрудничество в псевдо­сотрудничество, в соперничество или порождает изоляцию супругов друг от друга (Т. М. Мишина, 1978,1983).

Вторая, "оптимистическая" модель любви характери­зуется независимостью от объекта любви при сохраня­ющейся положительной установке на контакт. Она раз­вивается на фоне психологического комфорта и создает условия для личностного развития обоих супругов.

Общей закономерностью сегодня является повсемест­ный процесс изменения в традиционной системе взаимо­отношения полов. В целом взаимоотношения мужчин и женщин как в интимной, так и в общественной сфере жиз­ни становятся более открытыми и демократичными. Ру­шатся привычные стереотипы маскулинности и феминин-ности, что дает больший простор для личности и ее самореализации, но в то же время порождает ряд новых социальных и психологических проблем и конфликтов. Понятно, что в соответствии с этими процессами ме­няются состав, ролевая структура и ролевые функции со­временной семьи. Среди этих изменений можно выделить следующие:

1. Изменение системы власти. Жесткая патриархаль­ность и вертикальная структура иерархии власти в семье сегодня подверглась существенным изменениям в сторо­ну демократизации отношений.

2. Изменение состава семьи. Семья, особенно в крупных городах, становится менее немалочисленной в результате снижения рождаемости. Происходит изменение состава семьи от немалопоколенной к нуклеарной. Общий пока­затель фертильности снизился с 2,8 детей на одну жен­щину в СССР (1959) до 2,1 в Российской Федерации (1988).

3. Увеличение количества разводов. Среднегодовое число разводов на тысячу супружеских пар выросло с 6,5 в СССР (1959) до 17,5 в Российской Федерации (1979). Понятно, что сегодня эти цифры стали еще более демон­стративными.

В последние годы произошли достаточно важные сдви­ги в обыденной психологии людей: изменились их лич­ностные ориентиры, представления о ценностях брака и ожидания от него. В недавнем прошлом семья ба­зировалась на таких, казалось бы, непреходящих цен­ностях, как брачность, сексуальность, репродукция.

Под брачностью понимаются определенные, раз и на­всегда взятые обязательства по отношению к супругу, кото­рые можно сравнить с кровными родственными узами. Ра­нее брак оценивался как более или менее удачный, но чаще всего воспринимался как нерушимый союз. Сегодня мы ви­дим, что разводы становятся все более привычной формой решения супружеских конфликтов, а любовные связи зача­стую оказываются прочнее и продолжительнее брачных.

Ранее одним из основных мотивов брака была сексу­альность. Молодые люди, испытывавшие потребность в сексе, задумывались о женитьбе, т. к. именно брак гаран­тировал реализацию этой потребности. В наше время общественная мораль допускает как добрачные, так и вне­брачные сексуальные контакты, и заключать брак по это­му мотиву сегодня нет особой необходимости.

И, наконец, репродукция. И в этой ценности брака се­годня обнаруживаются "трещины". До недавнего времени рождение ребенка вне брака считалось позором, женщи­не трудно было вырастить ребенка одной и лишь немно­гие отваживались на этот шаг. Сейчас ситуация измени­лась: общество принимает и понимает тех, кого осуждало в недалеком прошлом.

Названные изменения и сдвиги в семейно-брачных от­ношениях не только фиксируются как факт, но и имеют тенденцию к упрочению, особенно в молодежной среде. Это происходит благодаря стиранию границ между муж­скими и женскими полоролевыми стереотипами, а также в силу акселерации молодежи и ослабления внешнего контроля и давления на нее со стороны взрослых.

Ценности брака, укрепляющиеся в современном об­ществе, несколько шире, чем те, что бытовали ранее. Ос­новными среди них являются адаптация, интимность, ав­тономия.

Адаптация супругов оценивается по уровню их совме­стимости, которую подразделяют на следующие виды:

— духовная, т. е. совместимость основных жизненных ценностей;

— психологическая, т. е. сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера, свойств и особенностей супругов;

— интеллектуальная (иногда ее называют совмести­мостью по индексу образования);

— семейно-ролевая, т. е. сочетание представлений каждого из супругов о ролях мужа и жены (т. е. кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т. п.);

— педагогическая, т. е. совпадение основных пред­ставлений супругов о характере воспитания ребенка;

— материально-бытовая, т. е. совпадение представ­лений супругов о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т. п.;

— сексуальная.
Естественно, что чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация в супру­жеской паре.

Интимность — это нечто известное и пережитое супругами и неизвестное другим, а часто и скрываемое ими от окру­жающих. Чем больше интинемало в отношениях двух людей, тем крепче их союз, тем больше потребность друг в друге.

Автономия — это взаимно соблюдаемое обоими суп­ругами право каждого из них на какие-то дела, интере­сы, времяпровождение вне брака, без участия второго супруга. Сегодня психологическая свобода личности це­нится все больше, и никакие насильственные действия не в силах этот процесс повернуть вспять. Понятно, что оп­ределенная часть семей по-прежнему ориентирована на систему ценностей, сформировавшуюся в прошлом, дру­гая же — на сравнительно недавно возникшую.

Любовь как психологический феномен

Сложность объективизации понятия "любовь" отража­ется в преимущественном употреблении этого слова в ху­дожественной, а отнюдь не в научной литературе. Иссле­дователи чаще пользуются более конкретными, но менее объемными понятиями (влечение, взаимопонимание, со­вместимость и т. п.). В то же время частотные словари со­временных языков свидетельствуют о том, что слово "лю­бовь" — одно из самых употребляемых.

Античные мыслители рассматривали любовь не только как важный фактор человеческой судьбы, но и как первич­ный импульс и смысл бытия. Согласно античным представ­лениям, одновременно с рождением Земли (Гея) из бездны Хаоса родился и бог Любви (Эрос или Эрот), олицетворяю­щий не только любовное влечение людей, но и соединение в гармоническое целое разрозненных частей Вселенной.

Сложность и противоречивость взглядов на любовь в Античном мире нашли выражение в знаменитом диалоге Платона "Пир", в котором суждения участников философс­кого диспута на эту тему оказались абсолютно различными.

Признание полового влечения существенным компо­нентом любви на протяжении многих веков приводило в гнев сторонников аскетизма. Христианская аскеза проти­вопоставляла два понятия: любовь духовная, плато­ническая и любовь телесная, сексуальная. Это противо­поставление глубоко вошло в общественное сознание западного мира и, в определенной мере, характерно для него и сегодня. Уже в начале XX века ученик 3. Фрейда, автор научного труда "Пол и характер", ставшего бестсел­лером, психолог Отто Вейнигер писал: "Есть только одна любовь: любовь к Беатриче, поклонение Мадонне. Для полового акта существует вавилонская блудница". Эта ци­тата в концентрированном виде выражает суть длительных дискуссий мыслителей, богословов, писателей, ученых.

Обязательное присутствие сексуального компонента не только в любви, но и в иных феноменах человеческой жиз­ни впервые отметил 3. Фрейд. Согласно психоаналитичес­ким представлениям, сексуальность человека определяет многие особенности личности, ее жизненные цели и моти­вы поступков. Психологические истоки любви 3. Фрейд ус­матривал в формировании Эдипова комплекса (см. раздел 6.3.), т. е. в неосознанных детских переживаниях, вызван­ных влечением ребенка к родителю противоположного пола.

Современные клинико-психологические исследования усматривают символические проявления Эдипова комп­лекса (у женщин — комплекса Электры), в частности, в вы­боре сексуального партнера по наличию в нем тех свойств и качеств, которые присущи (без осознания самим чело­веком) образу родителя противоположного пола.

Как уже говорилось, развитие социальной психологии привело к модернизации идей Фрейда в работах его уче­ников и последователей. Так, Э. Фромм, создавший концепцию гуманистического психоанализа, основной ценно­стью человечества считал способность к любви. Любовь, по Фромму, дает единственный верный "ответ на пробле­му человеческого существования". Она включает в себя сле­дующие составляющие: забота, ответственность, уважение, знание. Отметим, что в предложенной схеме отсутствует гедонистический аспект (фактор радости, наслаждения, удовольствия) и механизм идеализации объекта любви.

Вопрос психологической специфики феномена любви стоит и перед современными учеными. Большинство лю­дей, опрошенных в 1980-е годы американскими иссле­дователями (Д. Форгос, П. Добоц, К. Дайон и др.), отли­чают в своем собственном опыте любовь от сексуальных контактов — с одной стороны, и от дружбы — с другой. Любовные переживания определяются опрашиваемыми как достаточно определенные ощущения, объективизация ко­торых дает следующие психологические компоненты: эй­фория, депрессивные переживания, обостренность ощу­щений, общее возбуждение, склонность к фантазиям, фиксированность на данной проблеме, нарушение сна, трудность сосредоточения.

Основываясь на солидных статистических выборках, западные ученые (I. 1-ее, 1977; С. Непапк, 1986) предло­жили следующую классификацию "стилей" любви:

1. Эрос: страстная любовь с ярким и обязательным от­тенком телесности и стремлением к физическому контакту.

2. Людус: гедонистическая любовь-игра с достаточно поверхностными чувствами, допускающая измены, отсут­ствие у партнеров обязательств друг перед другом.

3. Сторге: спокойная и надежная любовь-дружба без особенных эмоциональных переживаний, но гарантиру­ющая верность и заботу.

4. Прагма: отношения, построенные на трезвом расчете, рациональные и постоянно контролируемые рассудком. ^

5. Мания: иррациональная любовь-одержимость, для которой характерны подозрительность, ревность и неуверенность в верности объекта любви.

6. Агапе: бескорыстная любовь-самоотдача, полное растворение в объекте любви, всецелое служение ему.

Любопытны в этой связи некоторые детали полороле-вого поведения мужчин и женщин (Л. Я. Гозман, 1987). Так, выяснилось, что "желание влюбиться" у мужчин яв­ляется более сильным основанием для начала взаи­моотношений, чем у женщин.

Так же установлено, что мужчины в целом характе­ризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются. Но в то же время в период уже установившихся любовных отношений женщина спо­собна к большему самораскрытию и оценивает партнера выше, чем он ее.

Т. Кемпер (1979) предложил разграничивать любовные отношения в паре с учетом двух факторов: власти, т. е. спо­собности заставить партнера делать то, что ты хочешь, и статуса — желания самого партнера идти навстречу твоим требованиям. Таким образом, он выделил семь типов лю­бовных отношений:

1. Романтическая любовь: партнеры обладают и вла­стью и статусом.

2. Братская любовь: партнеры обладают высоким ста­тусом и низкой властью, т. е. наблюдается скорее обо­юдная готовность пойти навстречу другу другу, чем же­лание принудить, заставить другого сделать это.

3. Харизматическая любовь: один партнер обладает и властью и статусом, другой — только статусом. Пример:

отношения ученика и учителя.

4. Измена: один партнер обладает и властью, и стату­сом, другой — только властью (изменивший супруг со­храняет власть над вторым, но теряет статус, т. е. жела­ние идти навстречу его требованиям).

5. Влюбленность: один из партнеров обладает и вла­стью и статусом, другой — не имеет ни того, ни другого (так называемая "безответная" любовь).

6. Поклонение: один партнер имеет статус, но не име­ет власти, другой — не имеет ни статуса, ни власти.

7. Родительская любовь: один имеет высокий статус и низкую власть (ребенок), другой — низкий статус и вы­сокую власть (родитель).

Данная типология, несмотря на некоторую схематич­ность, присущую почти всем психологическим типоло­гиям, может быть положена в основу изучения и анализа эмоциональных отношений в паре.

Психологические половые различия (половой дипси-хизм) не столь однозначны, как половые различия анато-мо-физиологического характера (половой диморфизм).

Относительность психологических половых различий обычно связывают с содержанием деятельности и со­циальными ролями индивидов. Большинство психологи­ческих различий между полами основывается на ус­тойчивых стереотипах маскулинности и фемининности и меняется в соответствии с изменением системы половых ролей. В данное время эти стереотипы становятся ме­нее полярными и однозначными, в то же время опреде­ленные существенные различия в характере деятельности, направленности интересов и протекании психических процессов у мужчин и женщин сохраняются (И. С. Кон, 1988; Е. МассоЬу, N. .1аскНп, 1974).

Сейчас на смену дихотомическому противопоставле­нию "фемининность—маскулинность" пришла идея пси­хологической андрогинности как сочетания традицион­но маскулинных и фемининных психологических свойств. В названии этого феномена сохранилось отражение древ­негреческого мифа, повествующего о том времени, ког­да землю населяли Боги, Герои и Андрогины — существа, соединявшие в себе женское и мужское начала. Они были перманентно счастливы, самодостаточны и независимы. Этот набор качеств определил их конкурентоспособность по отношению к Богам, и рассвирепевший Зевс, разру­бив Андрогинов на две части, разбросал их по свету. С тех пор мужские и женские "половинки" постоянно ищут свою пару и, найдя, сливаются воедино.

Исследования маскулинных и фемининных свойств человека, проводимые в последние десятилетия запад­ными психологами с помощью специальных тестов, по­казали, что далеко не все психические качества поля­ризуются как мужские и женские. Так, индивид, демон­стрирующий высокомаскулинные свойства и качества по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим (5. I. Вегп, 1979). Поэтому ученые все чаще пользуются более сложной типологией, предпола­гающей существование четырех психологических типов в рамках одного пола:

1. Маскулинный тип: высокие показатели по шкалам типично мужских свойств и качеств и низкие показатели по шкалам женских свойств и качеств.

2. Фемининный тип: высокие показатели по шкалам типично женских свойств и качеств и низкие показатели по шкалам мужских свойств и качеств.

3. Андрогинный тип: высокие показатели по тем и дру­гим шкалам.

4. Психологически недифференцированный тип: низ­кие показатели по тем и другим шкалам.

Проведенные предварительные исследования показали, что мужчины и женщины андрогинного типа имеют наи­большие способности к любви (к эмоциональному контак­ту, к пониманию проблем партнера, к самораскрытию в любовных отношениях). Именно свойства, присущие инди­видам андрогинного психологического типа, наиболее ча­сто описываются в качестве предпочтительных для эмоцио­нального (любовного) контакта. Кроме того, представители этого психологического типа менее зависимы от невроти-зирующих проявлений Эдипова комплекса. Дальнейшее изучение любви как психологического феномена представ­ляется перспективным именно в рамках междисциплинар­ных психологических и сексологических исследований.

Назад

* ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ, КУРСОВУЮ ИЛИ ДИПЛОМ*

тел. (495) 728 - 3241; info@troek.net

 

ЭКСКЛЮЗИВ

Заказ диплома MBA

Заказ диплома по психологии с практикой !!!

ЗАКАЗАТЬ РЕФЕРАТ

ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ

ЗАКАЗАТЬ ДИПЛОМ

Новости образования

Все о ЕГЭ

Учебная литература on-line

Статьи о рефератах

Образовательный софт


   E-mail:info@troek.net

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
 Тел: (495) 728- 32-41

| Главная | Рефераты на заказ | Типы работ | Предметы и темы | Гарантии | Цены | Заказ и оплата | В помощь студенту |
| Партнерство и рекламма | Вузы Москвы | Вакансии | Разное |

Copyright © 2002 " ТРОЕК НЕТ". All rights reserved.
Web - master: info@troek.net